ГУП Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" в лице филиала "Ессентукский водоканал" (далее - водоканал, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края (далее - Минтруда) и к Управлению труда и социальной защиты населения города Ессентуки (далее - управление соцзащиты) о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате за водоснабжение и водоотведение гражданам, имеющим право на льготы в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", в сумме 3 726 398 рублей 24 копейки (выпадающие доходы) по состоянию на 01.07.04.
До принятия решения водоканал в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил размер требований и просил суд взыскать с Минфина края 1 523 620 рублей 54 копейки задолженности по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам за период с 01.01.03 по 01.01.04 (т. 1, л. д. 99).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Ставропольского края (далее - Минфин края). Определением от 02.09.04 по ходатайству истца Минфин края привлечен к участию в деле в качестве ответчика, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Финансовое управление администрации города Ессентуки (далее - финуправление). Определением от 07.10.04 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление соцзащиты и Минтруда края. Определением от 04.11.04 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Ессентуки (далее - администрация).
Решением от 17.03.05 в удовлетворении иска отказано. Судебный акт мотивирован тем, что истец документально не подтвердил свои фактические затраты по предоставлению льгот гражданам.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе водоканал просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. По мнению водоканала, право на компенсацию расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам при оплате услуг, не зависит от факта оплаты льготниками полученных услуг. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что непредставление в суд квитанций по оплате услуг водоснабжения и канализации не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска, так как квитанция подтверждает факт оплаты полученных услуг гражданином, но не факт оказания услуги. В материалы дела представлены все необходимые документы, подтверждающие факт оказания услуг льготной категории населения, их объем и стоимость.
В отзыве на жалобу Минфин края просит оставить без изменения решение суда, ссылаясь на его законность. В отзыве указано, что квитанция об оплате гражданами, имеющими льготу по оплате коммунальных услуг, подтверждает факт оказания услуг и понесенные истцом расходы.
Отзывы на кассационную жалобу другими участвующими в деле лицами не представлены.
В судебном заседании представители водоканала повторили доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив законность обжалованного судебного акта, изучив материалы дела, доводы жалобы и выслушав присутствующих лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение суда следует отменить на основании следующего.
Как видно из материалов дела, управление соцзащиты и водоканал заключили договор от 01.01.02 N 15, согласно которому последний обязался предоставлять 50-процентную скидку по оплате услуг по водоснабжению и водоотведению отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах". В силу пункта 4 действие договора пролонгировано на 2003 год.
По условиям договора водоканал ежемесячно предоставляет управлению соцзащиты счета-фактуры, акты сверок, подтверждающих факт предоставления льгот по водоснабжению и водоотведению гражданам, имеющим льготы, а управление соцзащиты на основании названных документов производит возмещение расходов по предоставленным льготам.
В 2003 году водоканалу не в полном объеме компенсированы расходы по предоставленным льготам за оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения. Это послужило основанием для обращения в арбитражный суд с иском.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции отказал водоканалу в удовлетворении искового требования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот по оплате коммунальных услуг, установленных для ветеранов названным Федеральным законом, возмещаются за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, имеют целевое значение.
Согласно приложению N 8 к Закону Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2003 год" на реализацию Федерального закона "О ветеранах" и дополнительных ассигнований в 2003 году городу Ессентуки выделены бюджетные средства в размере 22 885 561 рублей 50 копеек.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 19.02.03 N 29-п утвержден Порядок финансирования в 2003 году расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О ветеранах" (далее - Порядок). Согласно названному Порядку управлениями труда и социальной защиты населения территориальных, районных государственных администраций Ставропольского края и администраций городов краевого значения производится финансирование расходов, связанных с предоставлением ветеранам льгот, в том числе по оплате жилищно-коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение). При этом названные органы производят указанные расходы организациям, предоставляющим льготы ветеранам, по предъявлению платежных документов, подтверждающих факт оказания услуг и понесенные расходы.
Отказывая в удовлетворении иска, суд указал, что водоканал не подтвердил документально свои фактические затраты по предоставлению льгот гражданам, не представил первичные документы - квитанции на оплату предоставленной услуги.
Однако из материалов дела видно, что в обоснование заявленных требований и расчета суммы иска, водоканал представил акты сверок с управлением соцзащиты, счета-фактуры, согласованные с управлением соцзащиты реестры граждан, пользующихся льготой, с указанием номеров удостоверений, дающих право на льготу, адресов, сумм к возмещению, а также карточки учета водопотребления на каждого льготника. Представленные документы подписаны управлением соцзащиты, которое не оспаривает зафиксированные в них сведения.
В судебном заседании представитель водоканала пояснил, что расчет стоимости оказываемых льготникам услуг по водоснабжению и водоотведению основывается на поставленном количестве воды и принятых стоков, исходя из нормативов потребления, утвержденных Советом города Ессентуки.
Как правильно указал в кассационной жалобе водоканал, особенностью энергоснабжения (в том числе водоснабжения и водоотведения) является невозможность перерыва потребления. Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.94 N 1099, основным параметром качества предоставляемых услуг водоснабжения и канализации является их непрерывность.
Следовательно, факт оказания услуг водоснабжения и водоотведения не связан с фактом оплаты этих услуг потребителями, не определяется им. Факт несения расходов водоканалом, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг по водоснабжению и водоотведению, не зависит от момента оплаты потребителями-льготниками оказанных услуг.
Между тем при рассмотрении спора суд не принял во внимание данное обстоятельство и отказал в иске, сославшись на отсутствие квитанций, подтверждающих факт оплаты льготной категорией населения принятых услуг.
При таких обстоятельствах выводы суда не основаны на полном и всестороннем рассмотрении обстоятельств и материалов дела, в связи с чем решение суда следует отменить, а дело - направить на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенные обстоятельства, дать оценку доводам водоканала, изложенным в кассационной жалобе и принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права. При этом суду необходимо установить механизм определения стоимости оказываемых услуг по водоснабжению и водоотведению льготной категории населения, выяснить, каким образом определяется объем оказанных услуг, потребленных льготниками, проверить правильность расчета исковых требований.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.03.05 по делу N А63-1215/04-С3 отменить; дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 июня 2005 г. N Ф08-2155/05 "Водоканал предъявил иск о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате за водоснабжение и водоотведение гражданам, имеющим право на льготы в соответствии с ФЗ "О ветеранах". Суд в иске отказал, поскольку не представлены квитанции граждан об оплате услуг. Между тем факт несения расходов водоканалом, связанных с предоставлением предусмотренной Законом льготы, не зависит от момента оплаты потребителями-льготниками оказанных услуг"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело