ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Управлению труда и социальной защиты населения Изобильненской районной государственной администрации Ставропольского края (далее - управление), Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Ставропольского края о взыскании 133 764 рублей 54 копейки компенсации выпадающих доходов (убытков) в связи с предоставлением проживающим на территории края гражданам льгот по оплате услуг водоснабжения в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" за период с января по ноябрь 2004 года (требования уточнены).
Решением от 27.01.05 иск удовлетворен за счет Министерства финансов Российской Федерации. Судебный акт мотивирован тем, что убытки истца, возникшие при предоставлении льгот в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", в полном объеме не компенсированы. Суд указал, что обеспечение финансовыми средствами для компенсации убытков предприятия, возникших при предоставлении гражданам льгот в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", должно осуществляться из федерального бюджета. Ответственность по обязательствам федерального бюджета несет Министерство финансов Российской Федерации.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит решение отменить, в иске к нему отказать. По мнению заявителя, расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате услуг указанной в иске категории граждан, предприятиям подлежат возмещению за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Обязанность Российской Федерации компенсировать указанные расходы нормативными актами установлена непосредственно перед бюджетами субъектов Российской Федерации, а не перед организациями, предоставляющими льготы.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит решение арбитражного суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представители предприятия возражали против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на недостаточное финансирование расходов из средств федерального бюджета.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 18.03.04 управление и предприятие заключили договор N 94, предусматривающий возмещение предприятию убытков, понесенных в связи с предоставлением гражданам льгот в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий". По условиям договора предприятие обязалось предоставлять гражданам льготы в соответствии с законом, а управление, по мере поступления средств из краевого бюджета и в пределах бюджетного финансирования, возмещать предприятию затраты, возникшие в результате предоставления указанных льгот.
Затраты предприятия в полном объеме не возмещены, что явилось причиной обращения в арбитражный суд с иском. Ответчики иск не признают со ссылкой на отсутствие бюджетных средств.
Управление труда и социальной защиты населения Изобильненской районной администрации является учреждением, на которое по договору возложены функции контроля за численностью льготных категорий граждан; проверки размера предоставленных льгот; передачи фактически поступивших бюджетных средств для компенсации убытков предприятия. Определение источников финансирования расходов, урегулирование вопросов с федеральным бюджетом о размере компенсаций в компетенцию учреждения не входят. При рассмотрении спора суд установил, что управление свои обязанности по договору выполнило полностью, поэтому в иске к данному ответчику отказано правомерно.
Согласно пункту "ж" статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и совместно проживающие с ними члены их семей имеют право на снижение размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 % в пределах норм, предусмотренных законодательством. В силу статьи 17 Закона порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости, порядок восстановления других прав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с "Положением о порядке предоставления льгот реабилитируемым лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N 419, расходы, связанные с предоставлением льгот таким лицам, подлежат компенсации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением понесенных расходов из федерального бюджета.
Таким образом, обязанность по выплате компенсаций возникает у бюджета субъекта Российской Федерации опосредованно через соответствующие органы местного самоуправления.
Министерство финансов Ставропольского края не предоставило доказательства невозможности соблюдения порядка, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N 419. Суд оценку данному обстоятельству не дал.
При рассмотрении спора суду следует проверить соблюдение Министерством финансов Ставропольского края приказа Минфина Российской Федерации от 18.12.03 N 116н "Об утверждении Порядка исполнения сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2004 год и внесения изменений в нее", зарегистрированного 13.01.04 за N 5406 в Минюсте Российской Федерации, аналогичного приказу от 10.12.04 N 115н.
В силу пункта 1.2 Порядка финансирования в 2004 году расходов, связанных с фактической реализацией Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", утвержденного приказом Министерства финансов Ставропольского края и Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 17.02.04, финансирование расходов, связанных с реализацией указанного Закона, производится за счет средств краевого бюджета с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на 2004 год.
Указанный пункт не изменяет смысла Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N 419, в которых не предусмотрено, что возмещение расходов предприятий ограничено размером ежегодного ассигнования из Фонда компенсаций.
Согласно статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение социальной защиты населения относится к числу расходов, совместно финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Распределение и закрепление указанных расходов между бюджетами разных уровней производятся по согласованию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации. Порядок финансирования и передачи материальных ресурсов для реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" установлен Правительством Российской Федерации в Постановлении от 03.05.94 N 419.
Как следует из материалов дела, в бюджет Ставропольского края из федерального бюджета для исполнения Закона на 2004 год выделено 24 106 тыс. рублей. По утверждению Министерства финансов Ставропольского края, указанные средства в полном объеме переданы предприятиям в возмещение расходов коммунальных организаций.
Доказательства фактического целевого использования Ставропольским краем полученных из федеральной казны денежных средств и их недостаточного выделения краю из федерального бюджета в дело не предоставлены.
Министерством финансов Ставропольского края при рассмотрении спора поставлен вопрос об изменении установленного порядка компенсации расходов предприятий и о возможности возложения ответственности на субъект Российской Федерации только в случае фактического выделения средств из Фонда компенсаций, а не последующего возмещения расходов, как это предусмотрено в Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N 419. Суд не проверил - какие меры приняты субъектом федерации мер для урегулирования с бюджетом Российской Федерации вопроса об авансировании денежных средств, предназначенных для выплаты расходов предприятиям, предоставивших льготы.
В силу статей 1, 3.1, 5, 21, 23 Федерального закона от 06.10.99 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации участвует в проведении единой государственной политики, в том числе - в области социального обеспечения.
Федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации может быть возложено осуществление отдельных полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N 419 на субъекты Российской Федерации возложена обязанность компенсировать расходы, связанные с реализацией Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", с последующим возмещением затрат из средств федерального бюджета.
Межбюджетные отношения Российской Федерации и Ставропольского края предметом рассматриваемого спора не являются. В компетенцию арбитражного суда не входит изменение порядка компенсации расходов, утвержденного Правительством Российской Федерации и обязательного для всех субъектов Российской Федерации.
Для взыскания убытков предприятия с казны Российской Федерации необходимо установление фактов недостаточности фактически полученных целевых средств, бездействия Министерства финансов Российской Федерации либо его уклонения от компенсации расходов субъекта федерации, а также невозможности возмещения предприятию понесенных расходов в порядке, предусмотренном действующими нормативными актами.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует проверить фактическое использование полученных из федерального бюджета денежных средств, выяснить порядок выделения дополнительных средств при недостаточности финансирования, истребовать указания Министерства финансов Российской Федерации о порядке реализации "Положения о порядке предоставления льгот реабилитируемым лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N 419.
В соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий исследовать и устанавливать новые обстоятельства дела, которые не были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.01.05 по делу N А63-1359/04-С3 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 мая 2005 г. N Ф08-1749/05 "Для взыскания убытков предприятия с казны РФ необходимо установление фактов недостаточности фактически полученных целевых средств, бездействия Министерства финансов РФ либо его уклонения от компенсации расходов субъекта федерации, а также невозможности возмещения предприятию понесенных расходов в порядке, предусмотренном действующими нормативными актами"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело