Государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лабинске" (далее - пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации города Лабинска Краснодарского края (реорганизованной в администрацию муниципального образования Лабинский район, далее - администрация) и государственно-муниципальному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - детский дом города Лабинска (далее - детский дом) о взыскании 543 492 рублей 08 копеек, перечисленных пенсионным фондом с 01.02.02 по 31.08.03 на счет детского дома.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Финансовое управление Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в городе Лабинске и Департамент образования и науки Краснодарского края (являющийся вместе с администрацией учредителем детского дома).
Решением от 29.12.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.05.05, с детского дома в пользу пенсионного фонда взыскано 543 492 рубля 08 копеек неосновательного обогащения. В иске к администрации отказано в связи с отсутствием законных оснований для ее привлечения к субсидиарной ответственности.
По мнению судебных инстанций, перечисление детскому дому 75% пенсий по случаю потери кормильца, принадлежащих воспитанникам детского дома, является нецелевым использованием данных средств и наносит ущерб их законным получателям. Данные действия совершены в нарушение пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 17.12.01 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях). Средства получены детским домом без предусмотренных законом оснований.
Судебные акты обжалованы администрацией в кассационном порядке. Заявитель считает, что правовыми основаниями получения и расходования детским домом спорных денежных средств являются статьи 35, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставляющие соответствующие права опекунам и попечителям несовершеннолетних, обязанности которых выполняет детский дом.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители пенсионного фонда просили оставить жалобу без удовлетворения. Представитель Департамента образования и науки Краснодарского края считает, что у детского дома отсутствует неосновательное обогащение, однако деньги в пользу пенсионного фонда надлежало взыскать с администрации.
По делу объявлен перерыв судебного заседания до 15 часов 20 минут 31.08.05.
Изучив материалы дела и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене в части по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, опекунским советом, образованным администрацией г. Лабинска, принято решение от 06.02.02 о перечислении на расчетный счет детского дома 75% пенсий воспитанников на их содержание, оздоровление, лечение, приобретение одежды и обуви.
С 1 февраля 2002 года по 31 августа 2003 года пенсионный фонд перечислял 75% пенсий несовершеннолетних воспитанников детского дома на расчетный счет детского дома.
Полагая, что при выплате пенсий указанным способом нарушен порядок, установленный статьей 18 Закона о трудовых пенсиях, пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании в свою пользу полученных и использованных детским домом сумм как неосновательного обогащения.
Судебные инстанции удовлетворили иск, полагая, что у детского дома отсутствовали правовые основания для получения пенсий своих несовершеннолетних воспитанников. Данный вывод не соответствует статье 26 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 60 Семейного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) суммы, причитающиеся ребенку в качестве пенсий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.
Право собственности ребенка любого возраста на причитающиеся ему доходы и право самостоятельного распоряжения ими, принадлежащее несовершеннолетнему от 14 до 18 лет (часть 3 статьи 60 СК РФ, статья 26 Гражданского кодекса Российской Федерации), не исключает прав родителей (лиц, их заменяющих) на распоряжение этими же доходами, поскольку права тех и других признаются законом.
В случае разногласий между несовершеннолетним от 14 до 18 лет и родителями (лицами, их заменяющими) по поводу распоряжения доходами суд может ограничить или лишить несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться своими доходами (статья 26 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С другой стороны, если родители (лица, их заменяющие) распоряжаются средствами детей вопреки их законным интересам, закон также предусматривает защиту органом опеки и попечительства, прокурором и судом прав и законных интересов ребенка (статья 56 СК РФ).
В силу статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 121, 123 СК РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, определяющие детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующие воспитательные, лечебные и иные учреждения на полное государственное обеспечение. Опекуны (попечители) таким детям не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений (статья 147 СК РФ).
Таким образом, лицом, заменяющим родителей и имеющим право согласно статье 60 СК РФ распоряжаться доходами воспитанников, являлась администрация детского дома, а контролирующим этот процесс органом - администрация муниципального образования.
При указанных обстоятельствах детский дом получал от пенсионного фонда пенсии воспитанников на основаниях, установленных законом, что исключало применение к данным отношениям норм о неосновательном обогащении.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона о трудовых пенсиях выплата трудовой пенсии производится в установленном размере без каких-либо ограничений непосредственно органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
Данная норма не исключает применение положений гражданского и семейного законодательства о правах законных представителей несовершеннолетних либо воспитательных учреждений, в которых несовершеннолетние находятся на государственном обеспечении, по распоряжению их доходами.
Несовершеннолетние могут осуществлять предусмотренные статьями 26, 28 Гражданского кодекса Российской Федерации права на получение пенсий и распоряжение ими как самостоятельно, так и через администрацию учреждений, в которых они находятся на воспитании.
Судами первой и апелляционной инстанций установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассматриваемого спора, но неправильно применены нормы гражданского законодательства о неосновательном обогащении, не подлежащие применению.
В связи с этим судебные акты в части удовлетворения иска к детскому дому следует отменить без направления дела на новое рассмотрение и в иске отказать.
В части отказа в иске к администрации решение и апелляционное постановление обоснованны и законны. Доказательств неисполнения администрацией обязанностей по необходимому финансированию детского дома в пределах установленных норм не представлено. В этой части судебные акты не обжалуются.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 29.12.04 и постановление апелляционной инстанции от 11.05.05 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-16927/2004-42/510 в части взыскания с детского дома г. Лабинска в пользу пенсионного фонда 543 492 рублей неосновательного обогащения отменить. В иске отказать. Прекратить взыскание по отмененным судебным актам. В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 121, 123 СК РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, определяющие детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующие воспитательные, лечебные и иные учреждения на полное государственное обеспечение. Опекуны (попечители) таким детям не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений (статья 147 СК РФ).
Таким образом, лицом, заменяющим родителей и имеющим право согласно статье 60 СК РФ распоряжаться доходами воспитанников, являлась администрация детского дома, а контролирующим этот процесс органом - администрация муниципального образования.
...
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона о трудовых пенсиях выплата трудовой пенсии производится в установленном размере без каких-либо ограничений непосредственно органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
Данная норма не исключает применение положений гражданского и семейного законодательства о правах законных представителей несовершеннолетних либо воспитательных учреждений, в которых несовершеннолетние находятся на государственном обеспечении, по распоряжению их доходами.
Несовершеннолетние могут осуществлять предусмотренные статьями 26, 28 Гражданского кодекса Российской Федерации права на получение пенсий и распоряжение ими как самостоятельно, так и через администрацию учреждений, в которых они находятся на воспитании.
Судами первой и апелляционной инстанций установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассматриваемого спора, но неправильно применены нормы гражданского законодательства о неосновательном обогащении, не подлежащие применению."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 августа 2005 г. N Ф08-3746/05 "Несовершеннолетние могут осуществлять предусмотренные статьями 26, 28 Гражданского кодекса РФ права на получение пенсий и распоряжение ими как самостоятельно, так и через администрацию учреждений, в которых они находятся на воспитании. В связи с этим суммы пенсий несовершеннолетних воспитанников, перечислявшиеся пенсионным фондом на счет детского воспитательного учреждения, не являются неосновательным обогащением последнего"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело