ЗАО "Курганинский мясоптицекомбинат" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения от 14.12.04 N 11-20-259 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Курганинскому району (далее - налоговая инспекция) в части взыскания 384 424 рублей 10 копеек налога на прибыль и 56 180 рублей 30 копеек пени.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество уточнило заявленные требования и просило признать недействительным решение налоговой инспекции от 14.12.04 N 11-20-259 в части взыскания 381 523 рублей 10 копеек налога на прибыль, 56 180 рублей 30 копеек пени и 76 304 рублей 78 копеек штрафа.
Решением от 05.04.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.05.05, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что погашение процентов по банковским кредитам произведено за счет бюджета Краснодарского края, в связи с чем уменьшение обществом полученных доходов на данную сумму необоснованно.
В кассационной жалобе, доводы которой поддержаны представителем общества в заседании кассационной инстанции, общество просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. По мнению заявителя, право заявителя на включение процентов банка во внереализационные расходы не поставлено в зависимость от источника получения денежных средств.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, по результатам выездной налоговой проверки общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах на основании акта от 22.11.04 N 11-19-280 налоговая инспекция вынесла решение от 14.12.04 N 11-20-259.
Указанным решением обществу, в том числе, доначислено 381 424 рубля 10 копеек налога на прибыль, 56 180 рублей 30 копеек пени и 76 304 рубля 78 копеек штрафа.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного акта налогового органа.
Отказывая обществу в удовлетворении требований, судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
В статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. В целях главы 25 Кодекса для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с данной главой.
Согласно пункту 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В силу пункта 2 статьи 252 Кодекса расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
В пункте 1 статьи 265 Кодекса определено, что в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности, расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида. При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного).
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления из бюджета бюджетополучателями, к которым в случаях, установленных федеральными законами и федеральными целевыми программами, относятся юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями.
Целевые поступления не учитываются при определении налоговой базы. При этом на налогоплательщика - получателя средств возложена обязанность вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (статья 251 Кодекса). Статья 250 Кодекса не относит целевое бюджетное финансирование к внереализационным доходам.
В соответствии с постановлениями Главы администрации Краснодарского края от 28.12.01 N 1284 "О субсидировании в 2002 году за счет средств краевого бюджета части процентной ставки по кредитам, полученным в кредитных организациях предприятиями агропромышленного комплекса края" и от 04.01.03 N 3 "О возмещении в 2003 году из краевого бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным предприятиями агропромышленного комплекса Краснодарского края", на основании договоров от 29.04.02 N 446, от 08.07.03 N 345 общество получило субсидии на возмещение расходов по банковским процентам в сумме 1 589 683 рублей, из них 1 008 895 рублей в 2002 году, 580 778 рублей в 2003 году.
Факт ведения обществом раздельного учета, целевого использования субсидий установлен судом и не оспаривается налоговой инспекцией, субсидии в сумме 1 589 683 рублей направлены на погашение по банковским кредитам в полном объеме.
Основанием доначисления налоговой инспекцией налога на прибыль послужило необоснованное отнесение обществом указанной суммы на расходы, поскольку затраты на погашение процентов по банковским кредитам понесены за счет средств бюджета Краснодарского края.
С учетом данного обстоятельства суд первой и апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что расходы на выплату процентов понесены бюджетом края, в связи с чем у общества не было оснований уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму процентов. Налоговый орган правомерно доначислил обществу налог на прибыль, пеню и штрафные санкции, предусмотренные пунктом 1 статьи 122 Кодекса.
Нормы права при разрешении спора применены правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 05.04.05 и постановление апелляционной инстанции от 26.05.05 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-1201/05-59/59 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 августа 2005 г. N Ф08-3608/05-1452А "Расходы на выплату процентов понесены бюджетом края, в связи с чем у общества не было оснований уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму процентов"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело