ОАО "Российские железные дороги" в лице Ростовского-на-Дону электровозоремонтного завода им. В.И. Ленина обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сочи (в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Сочи, далее - налоговая инспекция) от 18.10.04 N 03-28/200 и требований об уплате 1 932 000 рублей налога на землю и 41 123 рублей пеней (уточненные требования).
Решением суда от 22.03.05 решение налоговой инспекции признано недействительным. Судебный акт мотивирован тем, что в соответствии с Законом РСФСР от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1) заявитель освобожден от уплаты земельного налога по земельному участку, используемому для осуществления деятельности детского оздоровительного заведения.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой на решение суда от 22.03.05, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять новое решение. По мнению заявителя жалобы, ОАО "Российские железные дороги", не являясь детским оздоровительным учреждением и обеспечивая потребности государства, юридических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах для извлечения прибыли, не вправе пользоваться льготой по пункту 4 статьи 12 Закона N 1738-1. Детский оздоровительный лагерь "Донские Зори" не является юридическим лицом, не может быть отнесен к субъектам налогообложения и поэтому не имеет право на льготу по налогу.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Налоговая инспекция по результатам камеральной проверки декларации по земельному налогу детского оздоровительного лагеря "Донские Зори" структурного подразделения ОАО "Российские железные дороги" установила неполную уплату земельного налога за 2004 год в результате занижения налогооблагаемой базы вследствие неправомерного применения льготы по налогу.
По данному факту налоговая инспекция приняла решение от 18.10.04 N 03-28/200 о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога в виде 289 800 рублей штрафа. Данным решением предприятию доначислено 1 779 923 рубля недоимки и 41 123 рубля пеней по земельному налогу.
Обществу направлены требования об уплате начисленных сумм налога.
Заявитель, ссылаясь на наличие у него права на льготу по земельному налогу в соответствии с пунктами 4, 15 статьи 12 Закона N 1738-1, обратился в суд с заявлением о признании указанных ненормативных актов недействительными.
Согласно пункту 4 названной статьи от уплаты земельного налога освобождаются детские оздоровительные учреждения, независимо от источника финансирования.
Принимая оспариваемое решение, налоговая инспекция исходила из того, что льгота по налогу на землю предоставляется организациям-юридическим лицам, осуществляющим детскую оздоровительную и санаторно-курортную деятельность. Детский оздоровительный лагерь "Донские Зори" представляет собой имущественный комплекс, находящийся на балансе структурного подразделения ОАО "Российские железные дороги", юридическим лицом не является, поэтому не может быть признан детским оздоровительным учреждениям и, следовательно, не имеет права на льготу, установленную пунктом 4 статьи 12 Закона N 1738-1.
Согласно содержанию указанной нормы Закона основанием для применения льготы является использование земельного участка в определенных целях - для организации отдыха и поддержания здоровья детей, то есть данная льгота предоставляется Законом с целью развития детских оздоровительных заведений вне зависимости от их организационно-правовой формы.
Налоговая инспекция не оспаривает факт осуществления в 2004 году структурным подразделением общества детским оздоровительным лагерем "Донские Зори" деятельности в сфере оздоровления детей.
Письмом ГУЗ Сочинский линейный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора от 23.12.04 N 690 подтверждается, что детский оздоровительный лагерь "Донские Зори" функционирует исключительно как учреждение, оказывающее услуги по оздоровлению детей.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что общество вправе пользоваться льготой по земельному налогу, поскольку его детский оздоровительный лагерь, занимающий земельный участок площадью 33 600 кв. м в г. Сочи, осуществляет на нем деятельность, с которой Закон связывает право на льготу. Отсутствие у данного структурного подразделения статуса самостоятельного юридического лица не может служить основанием для отказа в предоставлении льготы. Основным критерием для предоставления предприятию льготы по земельному налогу является не его статус (организационно-правовая форма) как учреждения, а тот вид деятельности, который данное предприятие осуществляет.
Кроме того, пунктом 15 статьи 12 Закона N 1738-1 от уплаты земельного налога освобождаются санаторно-курортные и оздоровительные учреждения отдыха, находящиеся в государственной, муниципальной и профсоюзной собственности.
Поскольку 100 % акций, составляющих уставный капитал ОАО "Российские железные дороги", находится в федеральной собственности (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 года N 585 "О создании ОАО "Российские железные дороги""), оплачены за счет внесения в уставный капитал имущества, находящегося в государственной собственности, то и по этому основанию заявитель вправе пользоваться льготой по земельному налогу от деятельности детского оздоровительного лагеря.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что налоговый орган не представил правовых доказательств, подтверждающих отсутствие у заявителя права на применение льготы по земельному налогу на основании пунктов 4, 15 статьи 12 Закона N 1738-1, и обоснованность и законность оспариваемого решения налоговой инспекции от 18.10.04, что послужило основанием для признания недействительным названного решения о начислении недоимки, пени и штрафа.
Признание недействительным решения налоговой инспекции от 18.10.04 N 03-28/200 влечет признание недействительными требований, основанных на вышеуказанном решении налоговой инспекции.
Согласно требованиям статей 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации госпошлина по кассационной жалобе относится на налоговую инспекцию, освобожденную от судебных расходов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 22.03.05 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-46222/2004-58/1218 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 июля 2005 г. N Ф08-3071/05-1246А "Решение суда о признании недействительным решения налоговой инспекции о начислении земельного налога, пеней и штрафа оставлено в силе с учетом того, что земельный участок используется на деятельность по оздоровлению детей, и все акции общества находятся в собственности государства"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело