ЗАО "Строительное объединение "Аксон-Н"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации г. Пятигорска предоставить заявителю земельный участок для строительства и обязать администрацию г. Пятигорска передать земельный участок площадью 38 га на юго-восточном склоне горы Машук. Требования мотивированы тем, что заинтересованным лицом принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта недвижимости, утвержден акт выбора земельного участка, однако в принятии решения о предоставлении земельного участка отказано.
Решением от 08.04.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.05.05, заявленные требования удовлетворены. Судебные инстанции признали, что отказ администрации г. Пятигорска предоставить заявителю сформированный по его заявке земельный участок носит формальный характер и противоречит земельному законодательству.
В кассационной жалобе администрация г. Пятигорска просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанций, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления общества. Заинтересованное лицо указывает, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта недвижимости (утверждение акта выбора земельного участка) принято без информирования населения о предстоящем предоставлении спорного земельного участка для строительства.
В отзыве общество выступило против удовлетворения кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы, содержащиеся в жалобе, представитель заявителя - доводы, содержащиеся в отзыве на жалобу.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве и в судебном заседании, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество обратилось в администрацию г. Пятигорска с заявкой о предоставлении для строительства комплекса санаториев и мини-пансионатов земельного участка с предварительным согласованием места размещения указанных объектов на юго-восточном склоне горы Машук в г. Пятигорске.
На основании данной заявки администрация г. Пятигорска сформировала земельный участок ориентировочной площадью 38 га для строительства комплекса санаториев и мини-пансионатов земельного участка с предварительным согласованием места размещения указанных объектов на юго-восточном склоне горы Машук в г. Пятигорске, акт выбора земельного участка составлен 06.01.04.
Однако администрация г. Пятигорска не приняла решения об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов недвижимости. В письмах от 17.11.04 N 2134/02 и 14.12.04 N 2307/02, 17.11.04 N 2131/02 она сообщила обществу о невозможности предоставления выбранного земельного участка ввиду несоблюдения при составлении акта выбора земельного участка требований статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации. В суде первой и апелляционной инстанций администрация г. Пятигорска сослалась на отсутствие факта информирования населения о предстоящем предоставлении спорного земельного участка для строительства.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства и проверив изложенные ими доводы, судебные инстанции пришли к ошибочному выводу о формальном характере отказа при отсутствии информирования населения о предстоящем предоставлении земельного участка является ошибочным.
Согласно пункту 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских и сельских поселений должны информировать местное население о предстоящем или возможном предоставлении земельного участка для строительства. Обязанность информировать население возникает до составления акта выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта недвижимости. Из смысла закона следует, что информирование населения должно производиться через средства массовой информации, доступные всем гражданам, проживающим в муниципальном образовании.
Между тем ни в тексте акта выбора земельного участка, ни в материалах дела нет сведений об информировании населения города Пятигорска о предоставлении обществу спорного участка для строительства.
Невыполнение данного требования Земельного кодекса Российской Федерации является нарушением основных принципов земельного законодательства, и поэтому не может быть признано формальным. Статьями 1 и 31 Земельного кодекса предусмотрено право граждан на участие в решении вопросов, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 08.04.05 и постановление апелляционной инстанции от 17.05.05 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-1041/05-С4 отменить.
В удовлетворении заявления ЗАО "Строительное объединение "Аксон-Н"" о признании незаконными действий администрации г. Пятигорска по отказу в рассмотрении вопроса согласования предоставления земельного участка на юго-восточном склоне горы Машук отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд федерального округа не согласился с нижестоящими инстанциями, которые признали незаконным отказ администрации города в предоставлении земельного участка, уже сформированного по заявке общества.
Поясняется, что невыполнение требований земельного и градостроительного законодательства о необходимости информирования населения о предстоящем или возможном предоставлении земельного участка для строительства является существенным нарушением порядка предоставления земельных участков. Поэтому факт принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта недвижимости и утверждения акта выбора земельного участка при отсутствии сведений об информировании населения не может служить основанием для предоставления соответствующего земельного участка. В связи с этим нет оснований для признания незаконным отказа администрации в предоставлении земли.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 сентября 2005 г. N Ф08-3550/05 "Согласно пункту 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ и статье 18 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления городских и сельских поселений должны информировать местное население о предстоящем или возможном предоставлении земельного участка для строительства"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело