Конкурснй управляющий акционерного общества закрытого типа "Новороссийский морской терминал" (далее - конкурсный управляющий) обратился в арбитражный суд с иском (с учетом уточненных требований) к администрации г. Новороссийска (далее - администрация) и Финансовому управлению Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в г. Новороссийске (далее - Финансовое управление) о взыскании с бюджета муниципального образования г. Новороссийска 10 527 928 рублей в порядке субсидиарной ответственности за совершение действий, повлекших несостоятельность (банкротство) акционерного общества закрытого типа "Новороссийский морской терминал" (далее - АОЗТ "Новороссийский морской терминал").
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "ЗГ Строймонтаж" и Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новороссийску.
Решением от 23.01.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.07.04, иск удовлетворен частично: с муниципального образования г. Новороссийска в пользу АОЗТ "Новороссийский морской терминал" взыскано 9 192 433 рубля 06 копеек, в остальной части - отказано. Судебные инстанции пришли к выводу, что несостоятельность (банкротство) АОЗТ "Новороссийский морской терминал" является следствием принятия администрацией как акционером АОЗТ "Новороссийский морской терминал", владеющим 70% акций общества, решения об отчуждении зернопогрузочного комплекса с глубоководными причалами балансовой стоимостью 10 166 066 рублей. При определении размера субсидиарной ответственности администрации суд исходил из того, что рыночная стоимость отчужденного комплекса составляет 19 358 500 рублей, поэтому иск удовлетворен в части разницы между балансовой стоимостью комплекса, ранее взысканной с государственного учреждения "Морская администрация порта Новороссийск" (приобретатель комплекса) и его рыночной стоимостью.
В кассационных жалобах администрация и Финансовое управление просят отменить решение от 23.01.04 и постановление апелляционной инстанции от 14.07.04 и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Заявители ссылаются на следующее:
- передача АОЗТ "Новороссийский морской терминал" в собственность государственного учреждения "Морская администрация порта Новороссийск" зернопогрузочного комплекса с глубоководными причалами без заключения договора купли-продажи является ненадлежащим поведением самого акционерного общества;
- суды не выяснили обстоятельств возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) АОЗТ "Новороссийский морской терминал"; не исследовали причины банкротства, баланс предприятия, состав имущества на момент передачи спорного имущественного комплекса (1996 год) и на момент его банкротства (1999 год); не установили причинную связь между передачей имущественного комплекса и банкротством АОЗТ "Новороссийский морской терминал"; не проверили размер кредиторской задолженности и величину конкурсной массы АОЗТ "Новороссийский морской терминал", обоснованность включения в нее требований кредитора - ООО "ЗГ Строймонтаж" на сумму 8 538 552 рубля; не исследовали вопрос, какую деятельность осуществляло АОЗТ "Новороссийский морской терминал" до отчуждения имущественного комплекса;
- из материалов дела не следует, что ущерб кредиторам причинен именно администрацией, а не конкурсным управляющим, который взыскал с государственного учреждения "Морская администрация порта Новороссийск" стоимость зернопогрузочного комплекса с глубоководными причалами в размере 10 166 066 рублей, а не 19 358 500 рублей;
- не исследован вопрос о возможном банкротстве АОЗТ "Новороссийский морской терминал" вследствие заключения кредитных договоров с процентной ставкой 240% и 300% годовых;
- не дана оценка тому, что администрация приняла решение о добровольной ликвидации АОЗТ "Новороссийский морской терминал", ликвидационная комиссия длительное время не осуществляла действий по ликвидации акционерного общества, чем способствовала увеличению кредиторской задолженности. В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" к субсидиарной ответственности должны быть привлечены руководитель АОЗТ "Новороссийский морской терминал" и члены ликвидационной комиссии, которые несвоевременно предъявили заявление о признании акционерного общества несостоятельным (банкротом).
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ЗГ Строймонтаж" считает решение от 23.01.04 и постановление апелляционной инстанции от 14.07.04 законными и обоснованными и просит оставить их без изменений, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Изучив материалы и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационные жалобы подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, постановлениями главы администрации г. Новороссийска N 2683 от 30.08.93, N 3001 от 6.10.93 и N 2558 от 26.04.94 АОЗТ "Новороссийский морской терминал" отведен земельный участок вдоль береговой полосы для проектирования объектов нового морского порта, а впоследствии - под проектирование и строительство перегрузочного комплекса сыпучих грузов.
С января 1993 года по сентябрь 1994 года АОЗТ "Новороссийский морской терминал" осуществляло строительство зернопогрузочного комплекса с глубоководными причалами, однако не завершило его.
Письмом от 22.07.96 N 992/01 государственное учреждение "Морская администрация порта Новороссийск" предложило АОЗТ "Новороссийский морской терминал" продать незавершенный строительством зернопогрузочный комплекс с глубоководными причалами.
На общем собрании акционеров АОЗТ "Новороссийский морской терминал", проведенном 29.10.96, принято решение о передаче незавершенного строительством зернопогрузочного комплекса с глубоководными причалами в собственность Российской Федерации (на баланс государственного учреждения "Морская администрация порта Новороссийск").
16 декабря 1996 года АОЗТ "Новороссийский морской терминал" передало указанный имущественный комплекс государственному учреждению "Морская администрация порта Новороссийск".
Решением от 24.08.99 по делу N А-32-7445/99-44/123Б АОЗТ "Новороссийский морской терминал" признано несостоятельным (банкротом).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 9.02.2000 по делу N А-32-15900/99-31/447-2000-21/217 с государственного учреждения "Морская администрация порта Новороссийск" в пользу АОЗТ "Новороссийский морской терминал" взыскано 10 166 066,94 рублей балансовой стоимости имущественного комплекса, включающей стоимость строительно-монтажных работ, расходы по содержанию дирекции и проценты по ссуде, полученной от коммерческого банка "Новороссбанк" с учетом их переоценки.
Конкурсный управляющий, полагая, что решение об отчуждении незавершенного строительством зернопогрузочного комплекса с глубоководными причалами, принятое 29.10.96 общим собранием акционеров АОЗТ "Новороссийский морской терминал", на котором присутствовала только администрация, являющаяся владельцем 70% акций общества, повлекло несостоятельность (банкротство) АОЗТ "Новороссийский морской терминал", обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды пришли к выводу, что несостоятельность (банкротство) АОЗТ "Новороссийский морской терминал" является следствием принятия администрацией (единственным участником общего собрания акционеров общества от 29.10.96) решения об отчуждении зернопогрузочного комплекса с глубоководными причалами.
Данный вывод сделан на основе неправильного применения норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Данное положение закреплено и в пункте 2 статьи 10 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", предусматривающем в качестве необходимого условия применения субсидиарной ответственности вину указанных лиц, а также в пункте 3 статьи 3 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", согласно которому несостоятельность (банкротство) общества считается вызванной действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, только в случае, если они использовали указанные право и (или) возможность в целях совершения обществом действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) общества.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, конкурсный управляющий должен был доказать, что несостоятельность (банкротство) АОЗТ "Новороссийский морской терминал" было вызвана именно действиями администрации и при этом она должна была заведомо знать, что данные действия неизбежно повлекут несостоятельность (банкротство) акционерного общества.
Указанные обстоятельства должны быть доказаны истцом и оценены судом с учетом статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами, и статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности, суд оценивает достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, каждое доказательство подлежит оценке наряду с другими доказательствами.
В нарушение изложенного суды первой и апелляционной инстанций в основание своих выводов положили пояснения конкурсного управляющего об отсутствии у АОЗТ "Новороссийский морской терминал" иного позволяющего вести уставную деятельность имущества, кроме отчужденного незавершенного строительством зернопогрузочного комплекса с глубоководными причалами, и реестр требований кредиторов по состоянию на 01.11.03. В то время как в решении Арбитражного суда Краснодарского края от 24.08.99 по делу N А-32-7445/99-44/123Б о признании АОЗТ "Новороссийский морской терминал" несостоятельным (банкротом), которое является основным доказательством для удовлетворения заявленных требований в силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве основания для признания общества несостоятельным (банкротом) указано не преднамеренное банкротство общества по решению администрации и не сделка по отчуждению зернопогрузочного комплекса, а прекращение обществом с начала 1995 года (т. е. почти за 2 года до совершения указанной сделки) производственной деятельности, принятие общим собранием от 08.11.95 решения о ликвидации предприятия.
Кроме того, принятые судами первой и апелляционной инстанций в качестве достаточных доказательств объяснения конкурсного управляющего документально не подтверждены, реестр кредиторов содержит сведения не на момент совершения отчуждения зернопогрузочного комплекса, а на 01.11.03.
В нарушение требований пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации конкурсный управляющий в подтверждение своих требований не представил доказательств, свидетельствующих, что на момент отчуждения зернопогрузочного комплекса у АОЗТ "Новороссийский морской терминал" отсутствовали признаки несостоятельности (банкротства), имущества общества было достаточно для удовлетворения требований кредиторов, несостоятельность (банкротство) вызвана именно отчуждением спорного имущественного комплекса, а не явилась следствием иных обстоятельств, в частности в связи с чрезмерно высокой ставкой процента за пользование кредитом (240% и 300%).
В соответствии с пунктом 5 статьи 101 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" размер субсидиарной ответственности по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства определяется исходя из разницы между суммой требований кредиторов и конкурсной массой. В нарушение данной нормы суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили заявленные требования как разницу между стоимостью зернопогрузочного комплекса, взысканной с государственного учреждения "Морская администрация порта Новороссийск", и его рыночной стоимостью, определенной при рассмотрении данного дела. В то время как согласно реестру требований кредиторов от 01.11.03 размер неудовлетворенных требований кредиторов составляет всего 8 944 786 рублей.
Доводы конкурсного управляющего и ООО "ЗГ Строймонтаж" о необходимости взыскания в рамках настоящего дела разницы между стоимостью зернопогрузочного комплекса, взысканной с государственного учреждения "Морская администрация порта Новороссийск", и его рыночной стоимостью не могут быть приняты во внимание.
По делу N А-32-15900/99-31/447-2000-21/217 рассматривались требования ОАО "Новороссийский морской терминал" о взыскании с государственного учреждения "Морская администрация порта Новороссийск" 10 166 066,94 рублей, составляющих стоимость неосновательно приобретенного имущества - переданного администрации порта незавершенного строительством зернопогрузочного комплекса. Цена спорного имущества - 10 166 066,94 рублей была определена истцом и взыскана судом в полном объеме с государственного учреждения "Морская администрация порта Новороссийск". Довзыскание с администрации г. Новороссийска в порядке субсидиарной ответственности денежных сумм по вновь рассчитанной стоимости зернопогрузочного комплекса неправомерно, поскольку соответствующие требования должны и могли быть заявлены конкурсным управляющим к государственному учреждению "Морская администрация порта Новороссийск" при рассмотрении дела N А-32-15900/99-31/447-2000-21/217.
С учетом изложенного, судебные акты подлежат отмене, в иске следует отказать. Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 23.01.04 и постановление апелляционной инстанции от 14.07.04 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А-32-3024/2003-28/97 отменить.
В иске отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В нарушение требований пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации конкурсный управляющий в подтверждение своих требований не представил доказательств, свидетельствующих, что на момент отчуждения зернопогрузочного комплекса у АОЗТ "Новороссийский морской терминал" отсутствовали признаки несостоятельности (банкротства), имущества общества было достаточно для удовлетворения требований кредиторов, несостоятельность (банкротство) вызвана именно отчуждением спорного имущественного комплекса, а не явилась следствием иных обстоятельств, в частности в связи с чрезмерно высокой ставкой процента за пользование кредитом (240% и 300%).
В соответствии с пунктом 5 статьи 101 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" размер субсидиарной ответственности по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства определяется исходя из разницы между суммой требований кредиторов и конкурсной массой. В нарушение данной нормы суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили заявленные требования как разницу между стоимостью зернопогрузочного комплекса, взысканной с государственного учреждения "Морская администрация порта Новороссийск", и его рыночной стоимостью, определенной при рассмотрении данного дела. В то время как согласно реестру требований кредиторов от 01.11.03 размер неудовлетворенных требований кредиторов составляет всего 8 944 786 рублей."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 октября 2004 г. N Ф08-4850/04 "Кассационная инстанция отказала в иске о привлечении акционера (владельца контрольного пакета акций) к субсидиарной ответственности, поскольку решение собрания акционеров о продаже имущества не могло привести к банкротству акционерного общества, отсутствуют доказательства вины акционера"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа" 2005 г., N 1/2005
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело