Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" (далее ( фонд) обратилось с иском к ООО "Казачий рынок" в лице Пятигорского филиала (далее - общество), муниципальному унитарному дорожно-эксплуатационному предприятию N 1 Октябрьского района г. Ставрополя (далее - предприятие), администрации г. Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя и Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании недействительными торгов и протокола об их результатах по продаже права требования (дебиторской задолженности) предприятия к администрации г. Ставрополя от 26.07.04 и применении последствий недействительности сделки. До принятия решения истец заявил отказ от требований в части применения последствий недействительности сделки в отношении проведенных торгов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены межрайонный отдел г. Ставрополя Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю, Инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Октябрьскому району г. Ставрополя.
Решением от 15.05.05 в иске отказано на том основании, что фонд не вправе обращаться с данным иском, поскольку не является лицом, заинтересованным в признании торгов недействительными, доказательств нарушения его прав и законных интересов в результате реализации на торгах арестованного имущества не представлено (т. 3, л. д. 126).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе фонд просит отменить решение и направить дело на новое рассмотрение, считая, что суд незаконно сделал вывод об отсутствии у фонда права на обращение в суд с иском о признании торгов недействительными.
В силу статьи 54 Федерального закона "Об исполнительном производстве", постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.02 N 260 "О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства" и договора от 06.01.04 N 2/3, заключенного между Управлением Министерства юстиции России по Ставропольскому краю и фондом, управление обязано передавать на реализацию арестованное имущество только фонду или его региональному отделению. В нарушение данных норм управление передало имущество для реализации на торгах обществу, которое не является организацией, уполномоченной фондом на проведение торгов. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении правил проведения торгов и их недействительности.
Участвующие в деле лица отзывов на кассационную жалобу не представили.
Инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Октябрьскому району г. Ставрополя обратилась с заявлением о рассмотрении кассационной жалобы без участия ее представителей. Поскольку отсутствие инспекции в судебном заседании не препятствует рассмотрению жалобы, суд кассационной инстанции считает, что ходатайство подлежит удовлетворению на основании пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя фонда, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением Инспекции МНС России по Октябрьскому району г. Ставрополя от 30.03.04 N 32 принято решение о взыскании 2 171 453 рублей 7 копеек задолженности по уплате налогов, сборов и пени за счет имущества предприятия.
Судебный пристав-исполнитель Подразделения службы судебных приставов N 26 Октябрьского района г. Ставрополя постановлением от 07.04.04 возбудил исполнительное производство, в ходе которого наложил арест на право требования (дебиторскую задолженность) предприятия как кредитора администрации г. Ставрополя на общую сумму 11 508 805 рублей 62 копейки (акт описи и ареста имущества от 03.06.04) (т. 6, л. д. 61).
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 23.06.04 арестованная задолженность по акту от 23.06.04 передана обществу с заявкой на реализацию арестованного имущества.
26 июля 2004 года общество провело торги, по результатам которых составлены протокол об определении победителя торгов и протокол о результатах торгов. Победителем торгов и приобретателем арестованной задолженности признан комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя.
При поведении торгов общество действовало на основании доверенности от 05.01.04 и договора о реализации арестованного имущества от 24.02.04, заключенного сроком на один год между Управлением Минюста России по Ставропольскому краю и Пятигорским филиалом общества.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.02 N 260 "О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства" исключительно Российский фонд федерального имущества наделен функциями специализированной организации по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по распоряжению и реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В пункте 2 Постановления установлено, что фонд осуществляет реализацию имущества как на внутреннем, так и на внешнем рынке, имеет право на основании договоров привлекать к реализации имущества отобранных им на конкурсной основе юридических и физических лиц; федеральные органы исполнительной власти передают Российскому фонду федерального имущества (его отделениям) обращенное в собственность государства имущество для его учета, оценки и реализации.
В соответствии с Положением об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.03 N 311, имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче Российскому фонду федерального имущества (его отделениям) для учета, оценки и реализации.
Министерство юстиции Российской Федерации и Российский фонд федерального имущества подписали соглашение от 08.02.01 N 25/48 о взаимодействии по продаже арестованного и конфискованного имущества, в котором указано, что реализация данного имущества осуществляется исключительно фондом, его территориальными отделениями и отобранными им на конкурсной основе представителями. Взаимодействие территориальных органов министерства и фонда осуществляется на основании заключенных между ними соглашений (т. 1, л. д. 33).
В письме от 08.04.04 N 06/3635-АМ заместитель министра - главный судебный пристав Российской Федерации Мельников А.Т. в целях предотвращения реализации арестованного и конфискованного имущества, минуя фонд и его отделения, предложил главным судебным приставам субъектов Российской Федерации руководствоваться в соответствующей деятельности постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 980, 19.04.02 N 260, 15.07.02 N 527, 20.08.02 N 620, 11.12.02 N 883, 29.05.03 N 311 (т.1, л. д. 43).
По условиям договора о реализации арестованного и конфискованного имущества от 06.01.04 N 2/3, заключенного между Ставропольским региональным отделением фонда и Управлением Министерства юстиции России по Ставропольскому краю, реализацию арестованного и конфискованного имущества осуществляет фонд по заявкам управления (т.1, л. д. 26).
В силу приведенных норм управление обязано передать арестованное имущество (дебиторскую задолженность) на реализацию Ставропольскому региональному отделению фонда (далее - отделению).
Суд установил, что в нарушение установленного порядка управление Министерства юстиции России по Ставропольскому краю арестованное имущество отделению не передало, а заключило с обществом договор о реализации арестованного имущества от 24.02.04, минуя фонд и его отделение.
Срок действия доверенности от 01.11.03, выданной фондом обществу на принятие от государственных органов арестованного имущества (26.07.04), истек до момента проведения торгов, поэтому суд сделал правильный вывод об отсутствии у общества полномочий на принятие от управления имущества и проведение торгов. Данная сделка фондом не одобрена.
В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В пункте 17 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении 25.02.98 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что публичные торги, проведенные в порядке, установленном для исполнения судебных актов и актов других органов, указанных в статье 1 Федерального закона "Об исполнительном производстве", могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица в случае нарушения правил проведения торгов, установленных законом. Споры о признании таких торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
Установив, что порядок передачи и реализации имущества нарушен и торги проведены лицом, не имеющим полномочий на их осуществление, суд сделал правильный вывод о наличии оснований для признания торгов недействительными. Однако вывод суда о том, что фонда не является лицом, заинтересованным в признании торгов, является необоснованным.
Поскольку в силу приведенных законодательных актов и договора от 06.01.04 N 2/3 сделки по отчуждению арестованного имущества должны были совершаться исключительно отделением, истец заинтересован в том, чтобы торги не проводились неуполномоченным лицом, незаконно получившим имущество на реализацию.
При указанных обстоятельствах иск фонда о признании недействительными торгов, проведенных с нарушением установленного порядка ненадлежащим лицом, подлежит удовлетворению. Ввиду того, что суд первой инстанции установил все обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, суд кассационной инстанции считает возможным принять решение по существу заявленных исковых требований, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.05.05 по делу N А63-109/2004-С6 отменить в части. Признать недействительными торги от 26.07.04, и протокол об их результатах по продаже права требования (дебиторской задолженности) от 26.07.04, подписанный ООО "Казачий рынок" в лице Пятигорского филиала, комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя и судебным приставом-исполнителем подразделения службы судебных приставов Октябрьского района г. Ставрополя.
В остальной части решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.05.05 по делу N А63-109/2004-С6 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 сентября 2005 г. N Ф08-4460/05 "Сделки по отчуждению арестованного имущества должны совершаться исключительно Российским фондом федерального имущества, поэтому фонд заинтересован в том, чтобы торги не проводились неуполномоченным лицом, незаконно получившим имущество на реализацию. Суд необоснованно отказал фонду в иске о признании торгов недействительными со ссылкой на то, что фонд не является лицом, заинтересованным в обращении с таким иском"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело