Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 10 октября 2005 г. N Ф08-4747/05-1892А
"Пунктом 17 статьи 149 Налогового кодекса РФ к операциям, не подлежащим
налогообложению (освобождаемые от налогообложения) отнесены услуги,
оказываемые уполномоченными на то органами, за которые взимается
государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и
патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также
пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного
самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при
предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том
числе лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и
другие платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами)"
(извлечение)
Краснодарская торгово-промышленная палата (далее - торгово-промышленная палата) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю (далее - налоговая инспекция) от 17.11.04 N 07-01-16/837 в части привлечения торгово-промышленной палаты к налоговой ответственности за занижение налоговой базы по налогу на добавленную стоимость.
Решением от 04.05.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.07.05, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что суммы третейского сбора не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению заявителя, денежные средства, полученные юридическим лицом, при котором действует третейский суд, за разрешение споров, являются выручкой от реализации услуг, оказываемых третейскими судами на платной основе, учитываются при определении налоговой базы и подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя налогового органа, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка торгово-промышленной палаты по вопросам соблюдения налогового законодательства в период с 01.10.01 по 31.12.03 по налогу на добавленную стоимость, налогу на доходы физических лиц по 31.03.04.
По результатам проверки налоговой инспекцией составлен акт от 26.10.04 N 07-01-16/770 и принято решение от 17.11.04 N 07-01-16/837, которым обществу доначислены налоги, пени, штрафы, в том числе 23 441 рубль налога на добавленную стоимость, 9 735 рублей пени, 4 688 рублей штрафа по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Основанием для начисления сумм налога, пени и штрафа послужило неправомерное не включение в налогооблагаемую базу третейского сбора, полученного третейским судом при торгово-промышленной палате.
Полагая, что решение налоговой инспекции от 17.11.04 N 07-01-16/837 является незаконным, торгово-промышленная палата обратилась в арбитражный суд в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Согласно пункту 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Статьями 46 и 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях - юридических лицах.
В соответствии с регламентом постоянно действующего Третейского суда для разрешения экономических споров при Краснодарской торгово-промышленной палате, третейский суд является самостоятельным, постоянно действующим органом при Краснодарской торгово-промышленной палате, осуществляющим свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, регулирующими деятельность третейских судов в Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде, включают: гонорар третейских судей; расходы, понесенные третейскими судьями в связи с участием в третейском разбирательстве, в том числе расходы на оплату проезда к месту рассмотрения спора; суммы, подлежащие выплате экспертам и переводчикам; расходы, понесенные третейскими судьями в связи с осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения; расходы, понесенные свидетелями; расходы на оплату услуг представителя стороной, в пользу которой состоялось решение третейского суда; расходы на организационное, материальное и иное обеспечение третейского разбирательства; иные расходы, определяемые третейским судом.
Согласно пункту 1.1 Положения о сборах, расходах и издержках сторон в Третейском суде при Краснодарской торгово-промышленной палате, третейский сбор представляет собой сбор, взимаемый по каждому поданному для разбирательства в третейском суде иску, используемый для покрытия общих расходов, связанных с деятельностью третейского суда.
Пунктом 17 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации к операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемые от налогообложения) отнесены услуги, оказываемые уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами).
Таким образом, рассмотрение спора в третейском суде нельзя отнести к коммерческой деятельности, в том числе и к возмездному оказанию услуг, понятие которых дано в главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, деятельность, которую осуществляет третейский суд при торгово-промышленной палате по существу является судебной деятельностью, плата, взимаемая при подаче иска (третейский сбор) по своей правовой природе является компенсацией судебных расходов, связанных с осуществлением правосудия третейским судом, и не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
Суд всесторонне и полно исследовал фактические обстоятельства по делу, дал оценку представленным доказательствам и доводам сторон и сделал правильный вывод об отсутствии у налоговой инспекции оснований для доначисления торгово-промышленной палате налога на добавленную стоимость и соответствующих пени и штрафа.
Доводы кассационной жалобы не приняты судом кассационной инстанции по основаниям, изложенным выше. Кроме того, эти доводы были предметом исследования в суде первой инстанции и им дана правильная правовая оценка.
Нормы права при разрешении спора судом применены правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Оснований для изменения или отмены решения и постановления апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 04.05.05 и постановление апелляционной инстанции от 18.07.05 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-3407/05-58/36 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 октября 2005 г. N Ф08-4747/05-1892А "Пунктом 17 статьи 149 Налогового кодекса РФ к операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемые от налогообложения) отнесены услуги, оказываемые уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами)"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело