Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов "Санаторий "Лесная поляна"" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Пятигорску (далее - налоговая инспекция) с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции от 27.07.04 N 02-03-11/76 в части начисления 357 076 рублей налога на прибыль, 76 644 рублей 10 копеек пени и 90 186 рублей 40 копеек штрафа.
Решением от 24.11.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.02.05, признано недействительным решение налоговой инспекции от 27.07.04 N 02-03-11/76 в части начисления 357 076 рублей налога на прибыль, 76 644 рублей 10 копеек пени и 90 186 рублей 40 копеек штрафа.
Судебные акты мотивированы тем, что учреждение, являясь некоммерческой организацией, осуществляет предпринимательскую деятельность и использует переданное ему на праве оперативного управления имущество для получения дохода, в связи с чем имеет право осуществлять амортизационные начисления на это имущество.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, суд необоснованно не принял во внимание, что нормами статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации начисление амортизации на имущество предусмотрено только для унитарных предприятий.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит решение и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители учреждения и налоговой инспекции поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 13 часов 50 минут 26.07.05.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы налоговой инспекции обоснованны и принимаются судом кассационной инстанции.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую поверку учреждения по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.01 по 01.01.03, о чем составила акт выездной налоговой поверки от 29.06.04 N 57.
По результатам рассмотрения акта выездной налоговой поверки и возражений налогоплательщика от 12.07.04 налоговая инспекция приняла решение от 27.07.04 N 02-03-11/76 о привлечении учреждения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением налоговая инспекция начислила учреждению суммы налогов, пеней и штрафов, в том числе 357 076 рублей налога на прибыль, 76 644 рублей 10 копеек пени и 90 186 рублей 40 копеек штрафа.
Основанием для начисления налога, пени и штрафа послужило неправомерное, по мнению налоговой инспекции, включение амортизации по переданному учреждению на праве оперативного управления имуществу в состав расходов, учитываемых при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
В соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации учреждение обжаловало решение налоговой инспекции в части доначисления налога на прибыль, пени и штрафа в арбитражный суд.
Суд удовлетворил требования учреждения без учета следующего.
В соответствии со статьей 256 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемым имуществом в целях главы 25 Кодекса признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено данной главой), используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации у унитарного предприятия амортизации подлежит имущество, полученное им в оперативное управление или хозяйственное ведение от собственника имущества этого унитарного предприятия.
Согласно статье 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
По смыслу положений статьи 115 Гражданского кодекса Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).
Как видно из раздела 1 Устава лечебно-профилактического учреждения профсоюзов "Санаторий "Лесная поляна"", его учредителями являются Федерация Независимых Профсоюзов России и Федерация профсоюзов Ставропольского края.
Учреждение является некоммерческой организацией, не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности; создано с целью оказания санаторно-курортных, медицинских услуг, медико-социальной реабилитации членов профсоюзов, граждан России и иностранных граждан (пункты 1.11 и 2.1 Устава).
На основании пункта 2.4 Устава учреждению разрешено осуществлять предпринимательскую деятельность в пределах достижения целей, ради которых оно создано.
Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов "Санаторий "Лесная поляна"" отвечает требованиям статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
По договору от 01.07.99 и соглашению о внесении изменений в договор от 18.11.02 за учреждением на праве оперативного управления закреплено имущество, являющееся общей долевой собственностью Федерации Независимых Профсоюзов России и Федерации профсоюзов Ставропольского края.
Из изложенного следует, что лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов "Санаторий "Лесная поляна"" не является унитарным предприятием.
Судебные инстанции неправильно применили норму абзаца 2 пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации и признали недействительным решение налоговой инспекции от 27.07.04 N 02-03-11/76 в части начисления 357 076 рублей налога на прибыль, 76 644 рублей 10 копеек пени и 90 186 рублей 40 копеек штрафа.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба налоговой инспекции подлежит удовлетворению, решение суда и постановление апелляционной инстанции о признании недействительным решения налоговой инспекции в обжалуемой учреждением части - отмене, как принятое с нарушением норм материального права.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований учреждения, поскольку судебные инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установили фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, но неправильно применили нормы материального права.
В соответствии со статьями 102, 105, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.16, 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине за рассмотрение кассационной жалобы относятся на лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов "Санаторий "Лесная поляна"".
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 24.11.04 и постановление апелляционной инстанции от 15.02.05 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-7711/2004-С4 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с лечебно-профилактического учреждения профсоюзов "Санаторий "Лесная поляна"" 1 000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе, в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 июля 2005 г. N Ф08-3088/05-1265А "В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ у унитарного предприятия амортизации подлежит имущество, полученное им в оперативное управление или хозяйственное ведение от собственника имущества этого унитарного предприятия"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело