В рамках дела о банкротстве АООТ "Геленджикагрокурортстрой" (далее - общество) конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением об утверждении мирового соглашения, заключенного должником и конкурсными кредиторами. Заявление мотивировано тем, что решение о заключении мирового соглашения принято на собрании кредиторов от 05.08.05 (т. 12, л. д. 112).
Арбитражный суд Краснодарского края определением от 05.09.05 утвердил мировое соглашение от 05.08.05, согласно которому общество обязуется в течение 30 дней погасить возникшую в период с 01.10.04 по 15.08.05 задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами в размере 864 089 рублей, а также расходы по ведению конкурсного производства в сумме 564 751 рубль. Производство по делу прекращено. Определение мотивировано тем, что мировое соглашение не противоречит законодательству и не нарушает прав и интересов других лиц (т. 12, л. д. 118).
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Геленджику (далее - инспекция) в кассационной жалобе просит определение отменить, дело передать на новое рассмотрение. Заявитель кассационной жалобы указывает, что решение об утверждении мирового соглашения принято без участия уполномоченного органа, не извещенного в установленном порядке о проведении собрания. Уполномоченный орган не имел возможности направить своего представителя для участия в работе собрания, так как факсимильное уведомление о его проведении 05.08.05 получено инспекцией лишь 04.08.05. Мировое соглашение, при заключении которого не участвовал уполномоченный орган, не подлежало утверждению. По условиям мирового соглашения должник обязался в течение тридцати дней погасить задолженность в сумме 864 089 рублей, возникшую в период с 01.10.04 по 15.08.05. Однако в силу пункта 1 статьи 158 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) (далее - Закон о банкротстве) задолженность по текущим обязательствам должна быть погашена до утверждения мирового соглашения. На момент подачи жалобы должник задолженность не погасил. Кроме того, до заключения мирового соглашения конкурсным управляющим незаконно исключены из реестра требования уполномоченного органа на сумму пеней и штрафов.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что определение надлежит отменить, в утверждении мирового соглашения - отказать.
Из материалов дела следует, что суд утвердил мировое соглашение, заключенное в ходе конкурсного производства, открытого в отношении общества до вступления в силу нового Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.02 N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве).
Закон вступил в силу 03.12.02, решение о признании общества банкротом принято судом 15.07.02 (т. 2, л. д. 126).
При названных обстоятельствах в силу пункта 2 статьи 233 Закона о банкротстве до момента завершения процедуры конкурсного производства применению подлежали нормы Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.98 N 6-ФЗ.
Согласно пункту 3 названной статьи процедуры банкротства, предусмотренные Законом о банкротстве (финансовое оздоровление, внешнее управление или мировое соглашение) вводятся после вступления в силу Закона о банкротстве независимо от даты принятия указанных дел к производству. Дальнейшее рассмотрение дела о банкротстве осуществляется в соответствии с этим Законом .
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 08.04.03 N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве"" разъяснил, что, если мировое соглашение заключается в ходе процедуры банкротства, введенной в соответствии с Федеральным законом от 08.01.98, то исходя из смысла пункта 3 статьи 233 Закона о банкротстве при утверждении мирового соглашения суду надлежит проверить соблюдение процедуры заключения данного мирового соглашения, а также соответствие его содержания требованиям, установленным в главе VIII Закона. В частности, не может быть утверждено мировое соглашение, при заключении которого не участвовали уполномоченные органы.
Суд первой инстанции при рассмотрении вопроса об утверждении мирового соглашения не учел указанные разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не проверил соблюдение процедуры заключения мирового соглашения, соответствие его содержания требованиям, установленным в главе VIII Закона о банкротстве, утвердил мировое соглашение, при заключении которого не участвовал уполномоченный орган.
При названных обстоятельствах кассационная инстанция не может признать определение суда соответствующим закону.
Как указано выше, на утверждение суду представлено мировое соглашение, заключенное в ходе конкурсного производства.
В силу статьи 154 Закона о банкротстве, регламентирующей особенности заключения мирового соглашения в ходе конкурсного производства, решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается конкурсным управляющим.
Согласно статье 155 Закона о банкротстве со стороны должника мировое соглашение подписывается лицом, принявшим в соответствии с настоящим Федеральным законом решение о заключении мирового соглашения. От имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов мировое соглашение подписывается представителем собрания кредиторов или уполномоченным собранием кредиторов на совершение данного действия лицом.
Имеющее в материалах дела мировое соглашение подписано конкурсным управляющим и представителем конкурсных кредиторов. Подписи уполномоченного органа либо лиц, указанных в статье 155 Закона о банкротстве (представителя собрания кредиторов или уполномоченного собранием кредиторов лица), в мировом соглашении отсутствуют.
Согласно протоколу собрания кредиторов от 05.08.05 N 21, на котором принято решение о заключении мирового соглашения, на собрании присутствовали пять из семи конкурсных кредиторов, обладающих 75,87% от общего числа голосов конкурсных кредиторов. Они единогласно проголосовали за заключение мирового соглашения (т. 12, л. д. 114 - 116).
В тексте мирового соглашения указано, что на момент его заключения все требования конкурсных кредиторов погашены, не погашена лишь задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами в сумме 884 089 рублей, возникшая в ходе конкурсного производства в период с 01.10.04 по 15.08.05. В мировое соглашение включено условие о погашении этой задолженности.
В силу пункта 3 статьи 12 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.98 N 6-ФЗ конкурсный кредитор, а в части требований по обязательным платежам налоговые и иные уполномоченные органы обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным сумме требований конкурсного кредитора, налогового или иного уполномоченного органа к должнику по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, признаваемым в соответствии с настоящим Федеральным законом установленными на дату проведения собрания кредиторов.
В соответствии со статьей 150 Закона о банкротстве на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение. Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов. Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов.
Согласно статье 15 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.98 N 6-ФЗ реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий. В реестре требований кредиторов указываются сведения о каждом кредиторе, размере его требований по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, об очередности удовлетворения каждого требования.
Статья 114 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.98 N 6-ФЗ, определяющая порядок расчетов с кредиторами, обязывает конкурсного управляющего вносить в реестр требований кредиторов сведения о погашении требований кредиторов.
Согласно протоколу собрания кредиторов и мировому соглашению от 05.08.05 решение о заключении мирового соглашения о погашении задолженности по требованию уполномоченного органа принято не этим лицом, а конкурсными кредиторами, требования которых на момент проведения собрания кредиторов были погашены.
При утверждении мирового соглашения судом не учтено, что порядок погашения требования по уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, определен пунктом 4 статьи 114 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.98 N 6-ФЗ. В силу данного пункта эти требования удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.
Статья 160 Закона о банкротстве предусматривает, что основанием для отказа арбитражным судом в утверждении мирового соглашения является: нарушение установленного Законом о банкротстве порядка заключения мирового соглашения; несоблюдение формы мирового соглашения; противоречие условий мирового соглашения Закону о банкротстве.
При названных обстоятельствах и с учетом указанной нормы в утверждении мирового соглашения следует отказать.
В силу статьи 161 Закона о банкротстве в случае отказа в утверждении мирового соглашения оно считается незаключенным.
В связи с отменой определения о прекращении производства по делу, оно подлежит направлению на рассмотрение в тот же суд.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.05 по делу N А32-17508/2001-46-584-Б отменить, в утверждении мирового соглашения отказать, дело передать на рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 января 2006 г. N Ф08-6455/05 "Суд первой инстанции при рассмотрении вопроса об утверждении мирового соглашения по делу о банкротстве не проверил соблюдение процедуры заключения мирового соглашения, соответствие его содержания требованиям, установленным Законом о банкротстве, утвердил мировое соглашение, при заключении которого не участвовал уполномоченный орган"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело