Северский районный союз потребительских обществ (далее - союз) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Северскому району Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) от 10.06.05 N 54 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 30 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 05.05.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.07.05, требования союза удовлетворены.
Судебные акты мотивированы следующим: в действиях заявителя отсутствует состав вменяемого налоговым органом правонарушения, в связи с чем привлечение к административной ответственности является неправомерным.
Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в которой просит отменить состоявшиеся судебные акты как принятые с нарушением норм материального права и отказать в удовлетворении требований. По мнению заявителя, союз обоснованно привлечен к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины, поскольку в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 31.05.05 налоговой инспекцией проведена проверка соблюдения принадлежащим Северскому районному союзу потребительских обществ кафетерием "Водолей" Федерального закона от 22.05.03 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон от 22.05.03 N 54-ФЗ). В ходе проверки выявлено наличие неоприходованных денежных средств в кассовом аппарате на сумму 126 рублей. На основании этого факта налоговый орган сделал вывод о неприменении контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов, что зафиксировано в акте проверки наличных денежных средств кассы от 31.05.05 N 000099, протоколе об административном правонарушении от 02.06.05 N 000071 и объяснениях продавца Голушко Л.П.
По итогам проверки принято постановление от 10.06.05 N 54 о привлечении союза к административной ответственности в виде 30 тыс. рублей штрафа на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Удовлетворяя требование союза, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что факт реализации товаров населению без применения контрольно-кассовой машины проверкой не установлен, а вывод налоговой инспекции о допущенной нарушении сделан только на основании обнаружения излишков денежных средств в кассе.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии со статьей 1.5 названного Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В материалах дела не содержится доказательств того, что денежные излишки образовались в результате неприменения контрольно-кассовой машины, а также не установлен период совершения правонарушения. Протокол об административном правонарушении устанавливает наличие излишков денег в кассе в сумме 126 рублей, что само по себе не может свидетельствовать об осуществлении денежных операций без применения ККМ. Данному обстоятельству судом первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка. Кроме того, на основании объяснений продавца Голушко Л.И. судебные инстанции установили, что излишки образовались из-за одновременного осуществления продавцом торговой деятельности с использованием контрольно-кассовой машины как в кафе "Водолей", так и у предпринимателя Герасименко А.Д.
Дополнительных доказательств, подтверждающих совершение вменяемого правонарушения, налоговой инспекцией не представлено.
Таким образом, союз неправомерно привлечен к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебные инстанции полно, всесторонне исследовали обстоятельства дела, имеющие существенное значение для принятия правильного решения по делу, дали им соответствующую правовую оценку.
Оснований для отмены или изменения обжалованных актов, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 29.07.05 и постановление апелляционной инстанции от 04.10.05 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-20208/2005-34/717-32АЖ оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 декабря 2005 г. N Ф08-5997/05-2367А "Удовлетворяя требование союза, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что факт реализации товаров населению без применения контрольно-кассовой машины проверкой не установлен, а вывод налоговой инспекции о допущенном нарушении сделан только на основании обнаружения излишков денежных средств в кассе"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело