Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении ООО "Юпитер К" к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации нефтепродуктов.
Решением от 2 ноября 2005 года суд привлек общество к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 5 тыс. рублей штрафа с конфискацией предметов административного правонарушения - бензина автомобильного "Нормаль-80" н/э в количестве 4 421 л, дата изготовления 22.08.05, изготовитель ООО ПКФ "Позитрон", бензина автомобильного АИ-95 н/э в количестве 2 014 л, дата изготовления 28.03.05, изготовитель ПКФ "Позитрон" по протоколу ареста от 07.09.05.
Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается факт совершения заинтересованным лицом административного правонарушения по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой на решение, в которой просит судебный акт отменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Заинтересованное лицо отмечает, что своевременно представило накладные и паспорта ООО "Позитрон" (поставщика) на бензины автомобильные и дизельное топливо. В действиях общество отсутствует вина. Ответственность за изложенные в протоколе деяния предусмотрена другой статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При изъятии проб и образцов бензинов автомобильных сотрудники нарушили требования правил и должностных инструкций, что в свою очередь могло отразиться на результатах проведенных экспертиз.
Управление представило отзыв на кассационную жалобу, в котором считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения. Управление также заявило ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки представителя по причине "тяжелых погодных условий". Суд кассационной инстанции полагает, что ходатайство не подлежит удовлетворению, а кассационную жалобу следует рассмотреть в данном заседании.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.
На основании распоряжения от 05.09.05 N 272 специалисты управления провели проверку соблюдения обществом требований государственных стандартов, правил обязательного подтверждения соответствия продукции и метрологических правил и норм и ГОСТам на АЗС, расположенной в ст. Новотитаровской, трасса Краснодар-Ейск, 8,5 км. В результате проверки установлено нарушение заинтересованным лицом обязательных требований государственных стандартов при реализации ГСМ:
- бензина автомобильного "Нормаль-80" н/э в количестве 4 421 л, дата изготовления 22.08.05, изготовитель ООО ПКФ "Позитрон". В паспорте отсутствует его номер, информация о номере партии, обозначение стандарт, информация о сертификации. В нарушение пункта 4 статьи 7 и пункта 2 статьи 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" отсутствует информация об обязательном подтверждении соответствия товаров обязательным требованиям государственных стандартов, маркировка знаком соответствия в паспорте бензина признана недостоверной;
- бензина автомобильного АИ-95 н/э. В паспорте отсутствует его номер, информация о номере партии, указан ГОСТ 2084-77 , который отменен с 01.01.03, поэтому признан недействительным сертификат соответствия на данный бензин N РОСС RU.АЯ24.В03530 со сроком действия с 19.12.05 по 18.12.05, подтверждающий соответствие бензина отмененному ГОСТу 2084-77 . В нарушение пункта 4 статьи 7 и пункта 2 статьи 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" отсутствует информация об обязательном подтверждении соответствия товаров обязательным требованиям государственных стандартов, маркировка знаком соответствия в паспорте бензина признана недостоверной;
- топлива дизельного Л-0,2-62. В паспорте отсутствует номер и дата выдачи паспорта, информация о марке дизтоплива, номере партии, массе, дате изготовления, юридическом адресе изготовителя.
Образцы бензинов автомобильных АИ-95 н/э, "Нормаль-80" и дизельного топлива отобраны на основании протоколов изъятия от 07.09.05 и направлены на испытания в аккредитованную лабораторию ФГУ "Краснодарский ЦСМ". На остатки бензинов АИ-95, "Нормаль-80" и дизельного топлива наложен арест протоколом от 07.09.05.
Согласно экспертным заключениям от 14.09.05 бензин АИ-95 н/э не соответствует обязательным требованиям пункта 3.2 ГОСТ Р 51313-99 "Бензины автомобильные. Общие технические условия" по детонационной стойкости по моторному и исследовательским методам определения октанового числа, бензин автомобильный "Нормаль-80" н/э не соответствует обязательным требованиям пункта 4.2 таблицы ГОСТ Р 51105-97 "Топливо для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия" по детонационной стойкости по исследовательскому методу.
Данные факты отражены в акте от 7-19.12.05 N 272. Сотрудники управления составили в отношении общества протокол от 19.09.05 N 272.1 об административном правонарушении по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы проверки направлены в суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При вынесении решения суд первой инстанции сделал вывод о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и удовлетворил заявленное требование.
При квалификации административного правонарушения суд исходит из субъектного состава возникших правоотношений, существа правонарушения, объективной стороны состава правонарушения и характера применяемого законодательства.
В части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, за исключением ряда случаев, в том числе предусмотренных частью 1 статьи 14.4 данного Кодекса, в которой установлена ответственность за продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг населению, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке.
Частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за продажу товаров, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, т. е. за продажу товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил.
С учетом содержащейся в названной норме конкретизации признаков объективной стороны правонарушения ответственность по статье 14.4 Кодекса несет субъект, осуществляющий продажу товаров, выполнение работ или оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке.
Следовательно, если при продаже товаров нарушены обязательные требования государственных стандартов, не связанных с качеством, комплектностью или упаковкой товаров, лицо подлежит ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса.
В протоколе от 19.09.05 N 272.1 об административном правонарушении по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обществу вменена в вину реализация нефтепродуктов, не соответствующих не только требованиям ГОСТов по качеству, но и требованиям пунктов 1.2 , 1.6 ГОСТа 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение".
В протоколе технического осмотра нефтепродуктов от 07.09.05 N 272 заместитель директора общества Розевика В.В. подтвердил своей подписью следующие нарушения: в паспортах на бензин автомобильный "Нормаль-80", АИ-95 н/э, топливо дизельное Л-0,2-62 отсутствует их номер, информация о номерах партий, в паспорте на бензин "Нормаль-80" отсутствует обозначение стандарта, в паспорте на бензин АИ-95 н/э указан отмененный ГОСТ, в паспорте топлива дизельного Л-0,2-62 отсутствует дата выдачи паспорта, информация о марке дизтоплива, номере партии, массе, дате изготовления, юридическом адресе изготовителя. Эти же сведения отражены в акте от 7-19.09.05 N 272, подписанном Розевика В.В. без возражений.
Согласно пунктам 1.2 и 1.6 ГОСТа 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение" каждая партия нефтепродуктов должна сопровождаться документом о качестве, содержащим данные о наименовании нефтепродукта, его марке, номере партии, дате, месяце и годе изготовления нефтепродукта, обозначении стандарта, массе нетто и брутто.
Таким образом, материалами дела подтверждается реализация обществом нефтепродуктов, не соответствующих обязательным требованиям иных государственных стандартов, чем те, которые предусмотрены частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд сделал правомерный вывод о нарушении обществом части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод жалобы о нарушении требований правил и должностных инструкций при изъятии проб и образцов бензинов автомобильных, что в свою очередь могло отразиться на результатах проведенных экспертиз В акте взятия проб, образцов от 07.09.05 содержится указание, что пробы реализуемой продукции отобраны в соответствии с требованиями ГОСТа 2517-85 "Нефть и нефтепродукты", данный акт подписан представителем общества Глазуновым А.Г. и понятыми без замечаний и возражений.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение решения (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 2 ноября 2005 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-43899/2005-23/1191-46АП оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 февраля 2006 г. N Ф08-216/06-120А "С учетом содержащейся в названной норме конкретизации признаков объективной стороны правонарушения ответственность по статье 14.4 Кодекса несет субъект, осуществляющий продажу товаров, выполнение работ или оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело