Государственное научное учреждение "Краснодарский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт сельского хозяйства им. П.П. Лукьяненко" (далее - институт) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - администрация) и управлению архитектуры и градостроительства г. Краснодара (далее - управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от выдачи разрешений на строительство двух 12-этажных 144-квартирных жилых домов (литеры 3А и 4), расположенных по адресу: г. Краснодар, ул. Лукьяненко, и понуждении выдать указанные разрешения на строительство (уточненные требования).
Решением от 02.09.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.11.05, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы тем, что земельный участок, предназначенный для строительства жилых домов, относится к землям сельскохозяйственного назначения, которые могут использоваться только для целей, связанных с сельскохозяйственным производством. Перевод земельного участка в земли поселений в установленном порядке не произведен. Институт не представил доказательств, подтверждающих согласие Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (далее - агентство) на использование земельного участка для строительства жилых домов. На момент обращения заявителя за получением разрешений на строительство жилых домов земельный участок не был индивидуализирован.
В кассационной жалобе институт просит судебные акты отменить, заявление удовлетворить. По мнению института, земельный участок находится в пределах городской черты г. Краснодара, поэтому в силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.04 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" относится к землям поселений. Земельный участок индивидуализирован, прошел государственный кадастровый учет, в кадастровом плане указано, что он относится к землям поселений. Согласие на распоряжение участком дает Российская академия сельскохозяйственных наук (далее - академия), а не агентство. Институт представил все документы, необходимые для получения разрешений на строительство жилых домов.
Отзывы на жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель института повторил доводы, изложенные в жалобе. Представитель администрации просил судебные акты оставить без изменения и пояснил, что институт заканчивает строительство жилых домов, разрешение на строительство которых он просит обязать выдать.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 17 часов 01.03.06.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации г. Краснодара от 27.07.01 N 1177 институту на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 1 526 511,71 кв. м (кадастровый N 23:43:0115033:0001), расположенный по адресу: г. Краснодар, Прикубанский округ.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком зарегистрировано в установленном порядке, свидетельство серии 23-АА N 651827.
Президиум академии разрешил институту застроить жилыми домами часть земельного участка площадью 5,41 га.
С целью застройки институт получил утвержденное управлением архитектурно-планировочное задание на проектирование двух 12-этажных 144-квартирных жилых домов (литеры 3А и 4) с гаражами с 309 м/местами, расположенных по адресу: г. Краснодар, ул. Лукьяненко.
Проекты на строительство указанных жилых домов согласованы с управлением и рекомендованы к производству работ локальными заключениями Краснодарской краевой государственной вневедомственной экспертизы от 28.03.05 N 5138-1,2/2-05 и 5139-1,2/2-05.
Институт обратился к администрации с ходатайством от 05.04.05 о выдаче разрешений на строительство двух 12-этажных жилых домов литеры 3а и 4 по ул. Академика Лукьяненко П.П. в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара.
В письме от 18.04.05 администрация отказала в выдаче разрешений на строительство. Причиной отказа послужили следующие обстоятельства: проектная документация не соответствовала целевому назначению земельного участка; отсутствовали данные, позволяющие индивидуализировать земельный участок, на котором академия разрешила осуществить жилищное строительство, а также согласование строительства с Министерством имущественных отношений Российской Федерации (правопредшественник агентства).
В период рассмотрения дела в суде первой инстанции институт произвел межевание земельного участка, выделив из общего массива земельный участок площадью 52 516 кв. м (кадастровый N 23:43:01 15 033:0008) для возведения жилых домов. Согласно кадастровому плану земельного участка от 26.08.05 и письму Территориального отдела по г. Краснодару Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю от 24.08.05 N 48/3812-12 выделенный земельный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения. В кадастровом плане от 22.09.05 земельный участок отнесен к землям поселений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации 1998 г. проекты черты городского поселения за исключением проектов черты городов федерального значения, утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления сопредельных территорий. Проект черты г. Краснодара утвержден Законом Краснодарского края от 03.06.03 N 590-КЗ "Об утверждении проекта черты г. Краснодара".
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.04 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) в редакции, действовавшей на момент обращения института с заявлением о выдаче разрешений на строительство, установление или изменение черты поселений влечет за собой перевод земель поселений или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо перевод земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли поселений.
В пункте 5 статьи 14 названного закона установлено, что земельные участки, расположенные в черте поселений, подлежат отнесению к землям поселений, а вне черты поселений - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
В силу пункта 3 статьи 15 Закона о переводе земель до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям поселений после установления или изменения черты поселений осуществляется органами местного самоуправления.
Постановлением главы муниципального образования г. Краснодар от 14.03.05 N 590 земли, расположенные в черте г. Краснодара, отнесены к землям поселений.
В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Закона о переводе земель отнесение земельного участка к определенной категории земель осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 названного закона.
Согласно пункту 3 статьи 5 Закона о переводе земель перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На момент обращения института с заявлением о выдаче разрешений на строительство жилых домов, сведения об изменении категории земельного участка не внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Следовательно, в этот период участок относился к землям сельскохозяйственного назначения.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.04 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации и до установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство правообладатель земельного участка направляет в органы исполнительной власти, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, кадастровый план земельного участка. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы власти проводят проверку соответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка и архитектурно-планировочному заданию.
Правила землепользования и застройки в г. Краснодаре на момент обращения института с заявлением о выдаче разрешений на строительство не приняты.
В силу части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования, за исключением государственных учреждений.
На момент обращения института с ходатайством о выдаче разрешения на строительство жилых домов, земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения, которые в силу пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации могут использоваться для целей, связанных с сельскохозяйственным производством.
В соответствии с пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации 2004 г. с учетом подпункта 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.04 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" органы власти, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, отказывают в выдаче разрешения при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи или несоответствии проектной документации разрешенному использованию земельного участка и архитектурно-планировочному заданию.
Поскольку институт, обращаясь с заявлением о выдаче разрешения на строительство, не представил кадастровый план земельного участка, на котором предполагалось строительство двух жилых домов, а также строительство жилых домов не соответствовало разрешенному использованию земельного участка, администрация правомерно отказала в выдаче разрешения по этим основаниям.
Как следует из письма территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Краснодарскому краю от 30.11.04, заключение инвестиционных контрактов является скрытой формой распоряжения земельным участком, поскольку ведет к возникновению у собственника объекта недвижимости права пользования соответствующей частью земельного участка в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Прекращение права пользования такой частью земельного участка государственного учреждения ведет к прекращению оснований для регистрации на эту часть участка права собственности Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно указал на необходимость согласования изменения разрешенного использования земельного участка с территориальным управлением агентства.
В силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, дающий застройщику право осуществлять строительство объекта капитального строительства. Строительство объекта осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей . Строительство многоэтажных жилых домов в указанные случаи не включено.
Как следует из материалов дела и пояснили в судебном заседании стороны, заявитель заканчивает строительство домов, разрешение на строительство которых он просит обязать выдать заинтересованное лицо. Доказательства, подтверждающие обращение института с заявлениями о выдаче разрешений на строительство до начала самого строительства, а также доказательства неправомерного бездействия в этот период заинтересованных лиц, отказывающихся рассмотреть вопрос о выдаче разрешений на строительство, отсутствуют.
При таких обстоятельствах у судебных инстанций не имелось оснований для вынесения решения об обязании заинтересованных лиц выдать испрашиваемые заявителем разрешения на строительство жилых домов.
Основания для отмены судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 02.09.05 и постановление апелляционной инстанции от 24.11.05 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-14548/2005-59/582 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 марта 2006 г. N Ф08-354/06 "В силу части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков их правообладателями выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования, за исключением государственных учреждений"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело