Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-эксплуатационный участок N2" обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления от 18.02.05 Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - территориальное управление) о привлечении к административной ответственности в виде 5 тыс. рублей штрафа на основании части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации.
Решением суда от 14.11.05 в удовлетворении требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы образует состав правонарушения, предусмотренный статьей 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Наличие такого правонарушения подтверждено материалами дела.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось МУП "ЖЭУ-2" с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель отмечает, что формой публичного договора, заключенного с жильцами является чек квартиросъемщика. Необходимая информация публикуется в официальных изданиях Ставропольского края ("Вечерний Ставрополь"), она доступна каждому лицу. Кроме того, по интересующим вопросам жильцы получают разъяснения от специалистов МУП "ЖЭУ-2".
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение суда от 14.11.05 необходимо отменить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, территориальное управление 15.02.05 провело мероприятия по контролю МУП "ЖЭУ-2". Проверкой установлено, что предприятие не заключило договоры с квартиросъемщиками на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе и оказываемых жилищно-коммунальных услугах, а также о перечне услуг по содержанию и ремонту жилья. Указанное нарушение зафиксировано в акте по результатам проведения мероприятий по контролю от 15.02.05 N 4 и в протоколе по делу об административном правонарушении от 15.02.05 N 4, составленном в отношении директора предприятия Зуева Э.Е.
По результатам проверки территориальным управлением принято постановление от 18.02.05 N 5 о привлечении МУП "ЖЭУ-2" к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 5 тыс. рублей за нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации.
При рассмотрении спора суд пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения и соблюдении административным органом процедуры привлечения МУП "ЖЭУ-2" к административной ответственности.
Однако суд не учел следующего.
Из материалов дела видно, что протокол об административном правонарушении составлен в отношении должностного лица - директора Зуева Э.Е., а постановление принято в отношении юридического лица.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Пунктом 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 Кодекса. Составление такого протокола в силу подпункта 2 пункта 4 статьи 28.1 Кодекса является моментом возбуждения дела об административном правонарушении, правильность его составления проверяется при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении (пункт 3 статьи 29.1 Кодекса).
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа названных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.03 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" положения статьи 28.2 Кодекса, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (часть 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (часть 4).
В силу статьи 28.2 и части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность юридических и должностных лиц разделена и предусматривает составление отдельных протоколов на каждое из лиц, привлекаемых к ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса.
Отсутствие протокола в отношении юридического лица влечет незаконность постановления о его привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса, поскольку событие правонарушения на основании пункта 2 статьи 26.2, пункта 2 статьи 28.2 Кодекса фиксируется протоколом.
При указанных обстоятельствах решение суда от 14.11.05 следует отменить, а требование МУП "ЖЭУ-2" - удовлетворить.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.11.05 по делу N А63-3488/2005-С4 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Роспотребнадзора от 18.02.05 N 4 о привлечении муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационный участок N 2" к административной ответственности.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 февраля 2006 г. N Ф08-412/06-190А "Отсутствие протокола в отношении юридического лица влечет незаконность постановления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, поскольку событие правонарушения на основании пункта 2 статьи 26.2, пункта 2 статьи 28.2 Кодекса фиксируется протоколом"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело