Потребительский кооператив "Кустовая лодочная станция "Катран"" (далее -кооператив) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства по налогам и сборам по г. Сочи (далее - налоговая инспекция) от 13.07.04 N 03-28/2-17/2-984 и обязании заинтересованного лица прекратить производство по делу о налоговом правонарушении.
Решением суда от 18.02.05 в удовлетворении заявления отказано.
Решение мотивировано тем, что заявитель не представил доказательства несоответствия оспариваемого решения действующему налоговому законодательству и нарушения его прав и имущественных интересов.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.11.05 отменено решение суда от 18.02.05, признано недействительным оспариваемое решение налоговой инспекции, как противоречащее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Судебный акт мотивирован тем, что постановление главы г. Сочи от 23.01.04 N 108 "Об индексации ставок земельного налога на 2004 г." принято с нарушением статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и превышением полномочий по установлению и изменению местных налогов. Налоговый орган не доказал установление представительным органом власти г. Сочи ставок земельного налога, к которым должны применяться коэффициенты инфляции. Владельцы лодочного транспорта не должны быть поражены в правах по сравнению с владельцами автомобильного транспорта, поэтому на них распространяются положения статьи 8 Закона РСФСР "О плате за землю" о ставках земельного налога за земли, занятыми кооперативными гаражами.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Сочи (правопреемник налоговой инспекции по рассматриваемому делу) с кассационной жалобой на постановление апелляционной инстанции от 09.11.05, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления, признать законными решение суда от 18.02.05 и решение налоговой инспекции от 13.07.04 N 03-28/2-17/2-984. Налоговый орган считает, что Закон РСФСР от 11.10.91 N 1738-1 (в ред. Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ) "О плате за землю" содержит однозначный и исчерпывающий перечень льготников по земельному налогу и не предусматривает применение льготных ставок при использовании земель, предоставленных кустовым лодочным станциям для эксплуатации лодочных ангаров. Средние ставки земельного налога установлены в 1992 г. и в дальнейшем индексировались федеральным законодательством.
Кооператив представил отзыв на кассационную жалобу, в котором считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Представитель кооператива в судебном заседании просил постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения со ссылкой на доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Изучив материалы дела, заслушав представителя кооператива, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, кооператив пользуется 0,611 га земель в экономико-планировочной зоне Х г. Сочи.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной кооперативом налоговой декларации по земельному налогу за 2004 г. налоговая инспекция вынесла решение от 13.07.04 N 03-28/2-17/2-984 о привлечении его к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога по первому сроку уплаты за 2004 г. в виде 17 639 рублей 50 копеек штрафа. Указанным решением кооперативу доначислено 88 197 рублей 40 копеек земельного налога за 2004 г. по первому сроку уплаты, 4 160 рублей 27 копеек пени за просрочку его уплаты и 291 813 рублей 60 копеек земельного налога за 2004 г. по срокам уплаты 15.07.04, 15.10.04, 15.11.04.
Отказывая в удовлетворении заявления кооператива о признании недействительным данного решения, суд первой инстанции руководствовался тем, что согласно постановлению главы г. Сочи от 23.01.04 N 108 "Об индексации ставок земельного налога на 2004 г." ставки земельного налога в экономико-планировочной зоне Х установлены в размере 65 рублей 66 копеек за 1 кв. м. Расчет земельного налога за землю, закрепленную за кустовыми лодочными станциями, необходимо производить по полным налоговым ставкам, установленным для данной экономико-планировочной зоны г. Сочи.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявление, суд апелляционной инстанции не принял постановление главы г. Сочи от 23.01.04 N 108 "Об индексации ставок земельного налога на 2004 г." в качестве доказательства занижения кооперативом налоговой ставки по земельному налогу, так как названное постановление принято с нарушением статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и превышением полномочий по установлению и изменению местных налогов. Налоговый орган не представил доказательств установления представительным органом власти г. Сочи ставок земельного налога, применительно к которым должны применяться коэффициенты индексации.
Суд апелляционной инстанции не учел, что само по себе постановление главы г. Сочи от 23.01.04 N 108 не является основанием для исчисления и уплаты земельного налога на территории г. Сочи.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 статьи 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Законом РСФСР от 11.10.91 N 1738-1 (в ред. Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ) "О плате за землю" и Законом Краснодарского края от 06.12.96 N 57-КЗ "О плате за землю в Краснодарском крае" установлены средние ставки земельного налога.
Статьей 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон "О плате за землю"" Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 г., установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с коэффициентом 2. Статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2. Статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что для всех категорий земель в 2001 г. применяются ставки, действовавшие в 2000 г. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и статьей 14 Федерального закона от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 г., применяются в 2002 г. для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.04 N 5063/03).
Согласно Федеральному закону от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" ставки, действовавшие в 2002 г., применяются в 2003 г. с коэффициентом 1,8, а ставки, действовавшие в 2003 г., применяются в 2004 г. с коэффициентом 1,1 (Федеральный закон 07.07.03 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации").
Указанные федеральные акты являются нормативными актами прямого действия и не требуют подтверждения в соответствующих законодательных актах представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Таким образом, указание в постановлении главы г. Сочи от 23.01.04 N 108 "Об индексации ставок земельного налога на 2004 год" на применение коэффициента 1,1 соответствует федеральному законодательству, в связи с чем названный коэффициент подлежит применению.
Согласно статье 8 Закона РСФСР "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок, приведенных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к данному Закону. В этой же норме предусмотрено, что средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Аналогичные положения содержатся в статье 10 Закона Краснодарского края от 06.12.96 N 57-КЗ "О плате за землю в Краснодарском крае".
Тот факт, что в данном случае представительный орган местного самоуправления г. Сочи не воспользовался этим правом, не дает оснований считать, что земельный налог и ставки налога на территории данного города не установлены.
Следовательно, при отсутствии ставок земельного налога, установленных представительным органом соответствующего поселения, должна применяться ставка по федеральному и краевому законодательству.
Судебные инстанции не установили, какая средняя ставка земельного налога установлена в отношении земель кооператива Законом РСФСР "О плате за землю" и Законом Краснодарского края от 06.12.96 N 57-КЗ "О плате за землю в Краснодарском крае", не определили, какую конкретную сумму составит данная ставка в 2004 г. с учетом коэффициентов индексации, установленных федеральным законодательством, и коэффициента увеличения средней ставки земельного налога в курортной зоне, к которой отнесен г. Сочи.
Суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что владельцы лодочного транспорта не должны быть поражены в правах по сравнению с владельцами автомобильного транспорта, поэтому на них распространяются положения статьи 8 Закона РСФСР "О плате за землю" о ставках земельного налога за земли, занятыми кооперативными гаражами.
Данная норма предусматривает, что налог за земли, занятые индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр.
Тем самым апелляционная инстанция в данном случае допустила расширительное толкование материального права, в связи с чем постановление от 09.11.05 подлежит отмене. Суд при этом не учел, что минимальная ставка налога для земель, занятых кооперативными гаражами, составляет 10 рублей за 1 кв. м. (без учета коэффициентов индексации, установленных федеральным законодательством, и коэффициента увеличения средней ставки земельного налога в курортной зоне), а кооператив применил налоговую ставку в размере 1 рубль 98 копеек за 1 кв. м.
Решение суда от 18.02.05 также подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, поскольку суд не выяснил существенные для дела обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.
При новом рассмотрении спора суду следует учесть вышеизложенное, а также проверить, нарушаются ли права налогоплательщика оспариваемым решением налогового органа, повышаются ли необоснованно ставки налога.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 18.02.05 и постановление апелляционной инстанции от 09.11.05 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-47708/2004-57/1238 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 января 2006 г. N Ф08-6486/05-2567А "При отсутствии ставок земельного налога, установленных представительным органом соответствующего поселения, должна применяться ставка по федеральному и краевому законодательству"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело