ОАО "Племзавод "Тимашевский"" (далее - общество) и акционер общества Винокуров А.А., обратились в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы России по Тимашевскому району (далее - инспекция) от 26.05.05 об отказе внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее - реестр) сведений, не связанных с изменением учредительных документов.
Также заявители просили обязать инспекцию внести в реестр сведения о назначении временного единоличного исполнительного органа общества - и.о. директора Котенко М.А.
Решением суда от 27.10.05 решение инспекции от 26.05.05 признано недействительным. На инспекцию возложена обязанность внести в реестр сведения об и.о. директора общества - Котенко М.А., а также удовлетворено ходатайство о немедленном исполнении судебного акта.
В апелляционном порядке решение суда не проверялось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение от 27.10.05 и отказать в удовлетворении требований, поскольку заявление по форме Р14001 должно быть подписано лицом, сведения о котором содержатся в государственном реестре. Сведения о Котенко М.А., подписавшей заявление, в реестре отсутствовали.
В отзыве на кассационную жалобу общество и Винокуров А.А. просили оставить решение от 27.10.05 в силе, считая его законным и обоснованным.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает, что решение от 27.10.05 следует отменить.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в 2004 году проведены два внеочередных общих собрания акционеров общества:
- от 29.05.04 об избрании директором Сулименко А.В. и формировании совета директоров общества;
- от 17.07.04 об избрании директором Горбатко А.Н.
По результатам судебных разбирательств:
- иск о признании недействительным решения от 29.05.04 отклонен (дело N А32-14934/2004-32/338);
- иск о признании недействительным решения от 17.07.04 удовлетворен (дело N А32-26978/2004-17/558).
Совет директоров, избранный на общем собрании от 29.05.04, принял решение от 04.03.05 об образовании временного единоличного исполнительного органа общества - и.о. директора и о назначении на должность директора Котенко М.А. со сроком полномочий до проведения общего собрания акционеров.
25 мая 2005 года Котенко М.А. направила в инспекцию заявление по форме Р14001 о внесении в реестр изменений относительно лица, имеющего право действовать от имени общества без доверенности.
По результатам рассмотрения заявления инспекция приняла решение от 26.05.05 об отказе в государственной регистрации, который мотивирован тем, что заявление по форме Р14001 подписано лицом, который не указан в реестре в качестве лица, имеющего право действовать от имени общества без доверенности.
Не согласившись с решением инспекции, общество обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что вместе с заявлением по форме Р14001 заявитель представил в инспекцию сведения об избрании Котенко М.А. директором общества. Данный вывод суда первой инстанции является необоснованным.
Позиция налогового органа основана на письме ФНС России от 26 октября 2004 года N09-0-10/4223. При представлении заявлений по форме Р14001, подписанного неуполномоченным лицом, сведения о котором не содержатся в реестре, регистрирующий орган вправе вынести решение об отказе в регистрации.
В названном письме ФНС России обосновывает необходимость такого порядка внесения изменений в реестр участившимися случаями "захвата фирм" и указывает, что обязанность зарегистрированного в реестре руководителя лично подать заявление о внесении изменений вытекает из статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". За невыполнение названной обязанности пунктом 3 статьи 14.25 Кодекса об административных нарушениях предусмотрена ответственность, возлагаемая на указанное в реестре должностное лицо. При возникновении спора о руководителе регистрирующий орган не вправе вмешиваться в деятельность юридического лица и вносит сведения в реестр о руководителе, которого, определит суд.
Таким образом, государственный орган, уполномоченный на ведение реестра, установил порядок совершения подведомственными ему структурами действий по регистрации. Такой порядок вызван конкретными причинами и государственными интересами и не противоречит закону, регулирующему регистрационную деятельность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" представление документов для регистрации изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с изменениями учредительных документов, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона. В силу статьи 9 Закона заявителями могут являться руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа.
На основании пункта 1 статьи 5 данного закона в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.
При несоответствии сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения реестра считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений (пункт 4 статьи 5 Закона).
По смыслу указанных норм заявление об изменениях должно подписываться руководителем, сведения о котором имеются в реестре. Законом предусмотрен механизм воздействия на руководителя, уклоняющегося от выполнения этой обязанности.
Необходимость соблюдения установленного ФНС России порядка, направленного против злоупотреблений при смене руководителя, подтверждается обстоятельствами рассматриваемого дела.
Из представленного в деле устава общества следует, что органами управления обществом являются: общее собрание акционеров, совет директоров, директор. Создание временного единоличного исполнительного органа общества - и.о. директора - уставом общества не предусмотрено.
Кроме того, директор как лицо, осуществляющее руководство текущей деятельностью общества, избирается общим собранием акционеров сроком на пять лет, в то время как Котенко М.А. назначена на должность временного единоличного исполнительного органа решением совета директоров от 04.03.05 и приказом от 04.03.05, подписанным самой М.А. Котенко.
Представленные в инспекцию при подаче заявления по форме Р14001 судебные акты по делу N А32-14934/2004-32/338 свидетельствуют об избрании директором общества Сулименко А.В., а не Котенко М.А.
При названных обстоятельствах у суда отсутствовали основания для признания действий инспекции не соответствующими закону.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.05 по делу N А32-25141/205-54/576 отменить, в удовлетворении заявления ОАО "Племзавод "Тимашевский"" и Винокурова А.А. отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 февраля 2006 г. N Ф08-346/06 "При несоответствии сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения реестра считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений (пункт 4 статьи 5 Закона)"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело