ЗАО "Производственно - коммерческая фирма "Кубаньвтормет"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Краснодарской таможни (далее - таможня) по списанию с общества таможенного сбора по таможенной декларации от 01.02.05 N 40993013 и обязании таможни возвратить на расчетный счет излишне удержанный таможенный сбор в сумме 50 тыс. рублей.
Решением от 23.08.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.10.05, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что при упрощенном порядке декларирования сведения о товарах заявляются дважды - при подаче временной и полной деклараций. Соответственно таможенный орган дважды совершает действия, связанные с таможенным оформлением, что является основанием для уплаты сборов за таможенное оформление при подаче каждой таможенной декларации.
В кассационной жалобе общество просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить в связи с нарушением судом норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители заинтересованного лица настаивали на возражениях, изложенных в отзыве на кассационную жалобу.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей таможни, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании контракта с фирмой "SYTCO AG" (Швейцария) от 01.01.05 N 756/05761548/SE общество представило таможне 18.01.05 временную таможенную декларацию N 10309030/180105/0000065 и документы для оформления поставки на экспорт 3 100 тыс. кг кускового лома и отходов черных металлов.
Впоследствии при подаче полной таможенной декларации от 01.02.05 N 10309030/010205/0000186 общество оформило 3 078 410кг кускового лома и отходов черных металлов.
Общество уплатило таможенные сборы в сумме 100 тыс. рублей.
Основанием обращения общества с настоящим заявлением послужило повторное взимание с общества таможенного сбора в сумме 50 тыс. рублей.
Согласно пункту 2 статьи 137 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не противоречит осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 138 Кодекса при вывозе с таможенной территории РФ российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.
В силу пункта 2 статьи 138 Кодекса после убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. При этом декларантом представляются полные и достоверные сведения, необходимые для окончательного таможенного контроля в отношении ввозимых (вывозимых) товаров. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта. При установлении такого срока учитывается срок, необходимый декларанту для получения сведений, достаточных для подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Предельный срок подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации составляет 90 дней со дня, следующего за днем истечения периода времени для вывоза декларируемых товаров.
Период времени, в течение которого предполагается вывозить российские товары, декларируемые с использованием временной таможенной декларации, определяется декларантом. В отношении российских товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, этот период не может превышать один календарный месяц, а временная таможенная декларация принимается таможенным органом не ранее чем за 15 дней до начала этого периода (пункт 3 статьи 138 Кодекса).
На основании пункта 4 статьи 138 Кодекса во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.
Согласно подпункту 31 пункта 1 статьи 11 Кодекса таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357.1 Кодекса к таможенным сборам, в том числе, относятся таможенные сборы за таможенное оформление.
Таможенные сборы исчисляются лицами, ответственными за уплату таможенных сборов, самостоятельно, а также таможенными органами при выставлении требований об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 350 Кодекса (пункт 1 статьи 357.3 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 357.6 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
Согласно пункту 1 статьи 357.10 Кодекса ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер таможенного сбора за таможенное оформление должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не может быть более 100 тыс. рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.04 N 863 установлены ставки таможенных сборов за таможенное оформление товаров.
Пунктом 7 указанного постановления определено, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
Письмом от 29 декабря 2004г. N 01-06/12890 Федеральная таможенная служба разъяснила, что при периодическом временном декларировании таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются до или одновременно с подачей каждой таможенной декларации (временной и полной).
Таким образом, поскольку уплата таможенных сборов по своей правовой природе является компенсацией расходов таможенных органов по осуществлению действий, связанных с таможенным оформлением, суд первой и апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу о том, что таможенный сбор за таможенное оформление уплачивается отдельно за подачу временной и полной таможенных деклараций.
Суд установил, что общество поставило на экспорт кусковой лом и отходы черных металлов. Товар оформлялся по временной таможенной декларации N 10309030/180105/0000065 с последующей подачей полной таможенной декларации N 10309030/010205/0000186. Таможенные платежи общество уплатило в момент подачи временной таможенной декларации.
Оценив названные обстоятельства во взаимосвязи с указанными нормами, суд пришел к правильному выводу о том, что общество должно было уплачивать сборы за таможенное оформление при подаче каждой таможенной декларации.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права, установленных по делу обстоятельствам и имеющихся в материалах дела доказательствах, оснований для отмены судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 23.08.05 и постановление апелляционной инстанции от 24.10.05 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-13546/05-57/421 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 февраля 2006 г. N Ф08-361/06-165А "Поскольку уплата таможенных сборов по своей правовой природе является компенсацией расходов таможенных органов по осуществлению действий, связанных с таможенным оформлением, суд пришел к обоснованному выводу о том, что таможенный сбор за таможенное оформление уплачивается отдельно за подачу временной и полной таможенных деклараций"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело