См. также Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 февраля 2005 г. N Ф08-388/05
ОАО "Российские железные дороги" (далее - перевозчик) обратилось в суд с иском о взыскании с ОАО "НК "Роснефть"-Туапсенефтепродукт" (далее - общество) на основании статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации 93 550 рублей 33 копеек платы за пользование вагонами (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда от 05.11.04 (с учетом определения от 17.12.04 об исправлении технической ошибки) требования перевозчика удовлетворены в части 12 636 рублей 38 копеек, в остальной части иска отказано. Судебный акт мотивирован тем, что перевозчик доказал фактическое пользование обществом вагонами в период действия отказа от приема вагонов (с 07.01.04 12-00 часов по 08.01.04 11-30 часов) по причинам, зависящим от общества как от грузополучателя. Также с ответчика в доход федерального бюджета взыскано 491 рубль 49 копеек государственной пошлины, а с истца довзыскано 145 рублей 40 копеек государственной пошлины.
Постановлением кассационной инстанции от 24.02.05 решение отменено, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением от 15.08.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.11.05 в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что истец не доказал вины грузополучателя в задержке спорных вагонов в пути следования груза.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и принять решение об удовлетворении заявленных требований. По мнению перевозчика, отказ получателя принять поступивший в его адрес груз создает трудности технологического характера и нарушает как интересы перевозчика, так и иных получателей в связи с неоправданным накоплением грузов на станции назначения. Простой груза по вине ответчика истец считает документально подтвержденным, обязанность оплатить исковую сумму - предусмотренной законом.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы кассационной жалобы и возражений.
Проверив законность обжалованного судебного акта, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты не подлежит отмене на основании следующего.
Как видно из материалов дела, иск заявлен перевозчиком в связи с тем, что по причине отказа обществом принимать дизельное топливо за отсутствием емкостей, по приказу ДРУ-2 N 100 на промежуточной станции "Фанагорийская" (Северо-Кавказская железная дорога) временно оставлены без локомотива 46 вагонов поезда N 1431. Отказ направлен ответчиком начальнику Туапсинского опорного центра управления перевозками 07.01.04 в 12 часов. Поезд N 1431 следовал от станции "Никольское" (Юго-Восточная железная дорога) до станции назначения "Туапсе-сортировочная", груз предназначался обществу.
11 января 2004 года на основании приказа ДРУ N 174 поезд N 1431 в составе 46 вагонов подготовлен к отправке на 11.01.04 на 13 часов.
По факту задержки движения поезда составлены акты общей формы станции "Фанагорийская" от 07.01.04 N 10 и 11 (с указанием номеров вагонов), а также акт общей формы на станции "Туапсе-сортировочная" от 11.01.04 N 14514, в которых указан период задержки: с 12 часов 07.01.04 по 13 часов 10 мин. 11.01.04 по причине отказа грузополучателя от слива топлива.
Руководствуясь нормами статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав), предусматривающими внесение грузополучателем перевозчику платы за пользование вагонами в случае задержки их использования по причинам, зависящим от грузополучателя, перевозчик произвел расчет подлежащих внесению платежей и обратился в суд с заявленными требованиями.
Согласно указанной статье Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Материалы дела подтверждают: в связи с невозможностью разгрузки находящегося на станции "Туапсе-сортировочная" состава с дизельным топливом 07.01.04 в 12 часов в адрес начальника Туапсинского опорного центра управления перевозками общество, являясь грузополучателем, заявило отказ по емкости не указывая при этом номера вагонов. Работники станции "Туапсе-сортировочная" составили акт общей формы от 04.01.04 N 11101, содержащий указание на заявленный отказ.
8 января 2004 года в 11-30 часов общество перевозчику заявило о снятии отказа в приеме вагонов, дало согласие на продолжение приемки грузов.
Суд пришел к выводу, что заявленный обществом отказ не повлек вынужденного простоя вагонов находящихся в этот момент на промежуточной станции "Фанагорийская" за период действия отказа, поскольку перевозчик не предоставил доказательства, свидетельствующие о простое состава на промежуточной станции "Фанагорийская" в период с 07.01.04 по 11.01.04 по причинам, зависящим от общества.
Из анализа пункта 6 Правил исчисления сроков доставки грузов следует, что сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях, не зависящих от перевозчика, в том числе при задержке вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
В силу статьи 119 Устава по рассматриваемому спору обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности грузополучателя (получателя) при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом удостоверяются актами общей формы. Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 3.2 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила составления актов) акт общей формы на станциях отправления, назначения и в пути следования составляется перевозчиком в необходимом количестве экземпляров. При составлении акта общей формы в пути следования перевозчиком составляется, как правило, два экземпляра: первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу; второй экземпляр акта общей формы хранится в делах перевозчика. О составлении акта общей формы на оборотной стороне накладной в графе "Отметки перевозчика" делается отметка с указанием номера и даты составления акта общей формы, которая заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика.
Если акт общей формы составляется в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования при обстоятельствах, требующих увеличения срока доставки грузов, то в акте указывается причина и время задержки вагонов, контейнеров в пути.
Согласно подпункту 6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов о причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 названных Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости.
В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается необходимая отметка установленного содержания.
Представленные в дело железнодорожные накладные N 918433 и 006173, по которым перевозился груз в вагонах, задержанных на промежуточной станции "Фанагорийская", не содержат отметок о составлении актов общей формы N 10, 11, имеющихся в деле, и отметок о задержке груза. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении установленных требований при составлении и оформлении актов, являющихся доказательствами для взыскания спорных платежей.
Вывод суда о том, что задержка груза на промежуточной станции не имеет причинной связи с отказом получателя, так как на станции назначения составлен отдельный акт о простое иных вагонов, соответствует материалам дела. Ответственность законом предусмотрена только в том случае, если перевозчик доказал, что оставление поезда на промежуточной станции вызвано исключительно виной грузоотправителя. При таких обстоятельствах суды обеих инстанция обоснованно отказали в удовлетворении иска.
В соответствии со статьей 278 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции и переоценивать их.
Нормы материального права применены судом правильно, нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено. Основания к отмене либо изменению решения и постановления апелляционной инстанции по делу отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 15.08.05 и постановление апелляционной инстанции от 08.11.05 Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.04 по делу N А32-6564/2004-20/101-2005-20/149 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 марта 2006 г. N Ф08-1096/06 "Суд исследовал причины простоя вагонов в спорный период на станции назначения, меры, предпринятые перевозчиком для приема поступившего поезда на станцию назначения и, установив отсутствие вины грузополучателя в простое поезда на промежуточной станции, отказал в иске"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело