См. также Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 апреля 2005 г. N Ф08-1278/05
Товарищество собственников квартир "Наука" (далее - товарищество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Ростовской области и Министерству финансов Российской Федерации о возмещении ущерба, возникшего в связи с предоставлением гражданам (жильцам дома) в 2003 году льгот, предусмотренных федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в сумме 38 050 рублей 15 копеек и "О ветеранах" - 130 779 рублей 98 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета, спора привлечено муниципальное учреждение социальной защиты населения Октябрьского района г. Ростова-на-Дону (далее - учреждение социальной защиты населения).
Решением суда от 06.10.04, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.12.04, в иске отказано, так как товариществом не соблюден действующий в Ростовской области порядок возмещения затрат, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан: не заключен договор с учреждением социальной защиты населения, в связи с чем ответчики не знали о понесенных расходах.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.04.05 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение ввиду неполного выяснения всех обстоятельств дела.
Решением от 05.08.05 в удовлетворении исковых требований отказано на том основании, что товарищество не заключило договоры, предусматривающие возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот, обязанность заключения которого вытекает из нормативно-правовых актов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
К участию в деле в качестве ответчиков привлечены Департамент социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону, учреждение социальной защиты населения и финансовое управление администрации г. Ростова-на-Дону.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство труда и социального развития Ростовской области.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.12.05 решение суда отменено. Суд взыскал с Министерства финансов Российской Федерации в пользу товарищества 38 050 рублей 15 копеек расходов, связанных с предоставлением гражданам услуг по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". С Министерства финансов Ростовской области в пользу товарищества взыскано 130 779 рублей 98 копеек расходов, предоставленных гражданам по Федеральному закону "О ветеранах". Суд исходил из того, что товарищество и учреждение социальной защиты населения подписали акт сверки задолженности, согласно которому учреждение социальной защиты населения подтвердило оспариваемую сумму задолженности. В иске к Департаменту социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону и финансовому управлению администрации г. Ростова-на-Дону отказано как ненадлежащим ответчикам. В отношении учреждения социальной защиты населения дело прекращено на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе Министерство финансов Ростовской области просит постановление отменить в части взыскания с министерства 130 779 рублей 98 копеек. По мнению заявителя, надлежащим ответчиком по делу является Министерство труда и социального развития Ростовской области в силу постановления администрации Ростовской области от 17.02.03 N 91 "О порядке возмещения и финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот жителям Ростовской области", Положения о Министерстве труда и социального развития Ростовской области. Министерство труда и социального развития Ростовской области является главным распорядителем средств областного бюджета.
В кассационной жалобе Управление федерального казначейства по Ростовской области просит постановление отменить, поскольку суд не учел, что возмещение расходов производится на основании заключения договора с органами социальной защиты. Товарищество такой договор не заключило, с заявками о возмещении расходов не обращался, списки жильцов не согласовало, поэтому отсутствуют основания для возмещения расходов. Министерство финансов Российской Федерации в 2003 году выполнило обязательства перед Ростовской областью по перечислению денежных средств на возмещение расходов в сумме 395 780 тыс. рублей.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство труда и социального развития Ростовской области просит постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, ссылаясь на то, что неисполненных обязательств по возмещению расходов от предоставления льгот в 2003 году перед муниципальным образованием г. Ростов-на-Дону у министерства не имеется. Товарищество собственников жилья, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта, просило отказать в удовлетворении кассационных жалоб.
В судебном заседании представитель Минфина Ростовской области поддержал доводы, изложенные в жалобе. Представители Минтруда и социального развития Ростовской области и товарищества высказали возражения против доводов жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в 2003 году товарищество осуществляло прием коммунальных платежей от собственников квартир - членов товарищества с учетом льгот по оплате коммунальных услуг, предоставленных федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а поставщикам коммунальных услуг товарищество производило в полном объеме за счет своих средств по тарифам без учета льгот. В связи с этим у товарищества возникли убытки в виде сумм, уплаченных поставщикам коммунальных услуг сверх сумм, полученных от членов товарищества.
Ранее по делу N А53-4715/2003-С3-26 арбитражный суд отказал товариществу в удовлетворении иска к поставщикам коммунальных услуг о возмещении выпадающих доходов за январь - август 2003 года.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал на то, что отсутствие договора между сторонами на возмещение расходов по предоставлению льгот отдельным категориям гражданам является основанием для отказа в иске.
Федеральный закон "О ветеранах" определенным категориям граждан предоставляет льготы по оплате в коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления) размере 50%.
Согласно статье 17 Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% с оплаты коммунальных услуг.
Порядок компенсация указанных льгот определен Положением о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот жителям Ростовской области, предусмотренных Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", утвержденным постановлением администрации Ростовской области от 17 февраля 2003 года N 91 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 8 Положения администрации городов и районов области в лице органов социальной защиты населения муниципальных образований заключают с предприятиями соответствующих отраслей договор на очередной год о предоставлении предприятиями льготируемых услуг. К договорам прилагаются списки граждан и членов их семей (в предусмотренных случаях), которые являются неотъемлемой частью договоров и впоследствии основанием для расчетов ежемесячно предъявляемых предприятиями территориальным органам социальной защиты населения муниципальных образований требований по возмещению расходов. Списки граждан льготной категории составляются органами социальной защиты населения муниципальных образований и утверждаются его руководителем.
Согласно пункту 5 Положения органы социальной защиты населения муниципальных образований подтверждают право граждан на льготу. Подтверждение органами социальной защиты прав граждан на получение льгот основано на заявительном характере обращений.
Из анализа приведенных норм следует, что правом на компенсацию указанных расходов обладают предприятия, реализующие жилищно-коммунальные услуги. При условии взимания с жильцов платы за коммунальные услуги по льготным тарифам истец должен был учитывать эти обстоятельства при расчетах с предприятиями по договорам энергоснабжения. Однако отсутствие договора между сторонами на финансирование расходов по предоставлению льгот в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не может служить основанием для отказа в иске о возмещении понесенных расходов. Поскольку правоотношения, возникающие между организациями, предоставляющими услуги получателям льгот и производящими выплаты уполномоченными государством органами, не носят договорного характера и не являются гражданско-правовыми, а относятся к публичным.
При наличии доказательств, документально подтверждающих факт предоставления льгот ветеранам и инвалидам на основании указанных Федеральных законов и размера, понесенных в связи с этим расходов, товарищество вправе предъявить требование о взыскании суммы компенсации. В силу Законов обязанность компенсации расходов по предоставленным льготам инвалидам войны и ветеранам труда возложена на Министерство финансов Российской Федерации и субъект федерации.
В соответствии со статьями 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В материалы дела предоставлен акт сверки образовавшейся задолженности от предоставления льгот гражданам, проживающим в ТСЖ "Наука" от 15.07.05 (т. 2, л.д. 66-67), произведенный МУСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону. Акт ответчики не оспорили, доказательства перечисления средств, достаточных для возмещения льгот гражданам - членам товарищества, имеющим льготы в соответствии с рассматриваемыми законами, в материалах дела отсутствуют.
Поскольку при вынесении судебного акта суд апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства и материалы дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, основания к отмене судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 21.12.05 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-14828/2004-С1-12 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 марта 2006 г. N Ф08-711/06 "При наличии доказательств фактического предоставления льгот гражданам, перечень которых установлен Федеральными законами, лицо, предоставившее льготы, имеет право взыскания этих средств с субъектов, определенных законом"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело