ОАО "Краснодарзеронопродукт" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - администрация), выразившегося в уклонении от подготовки и передачи истцу для подписания актов приема-передачи и от принятия в муниципальную собственность расположенных в г. Краснодаре жилых домов: ул. Воровского, 162; ул. Фестивальная, 11; ул. Северная, 410; переулок Тракторный, 9; ул. Пашковская, 117; ул. Пашковская, 117; ул. Ленина, 87; ул. Калинина, 424; ул. Колхозная, 11; ул. Колхозная, 13; ул. Колхозная, 15; ул. Колхозная. 20; переулок Элеваторный, 2; переулок Элеваторный, 4; переулок Элеваторный, 6 (в т.ч. канализация); переулок Элеваторный, 8; переулок Элеваторный, 10; переулок Элеваторный, 12; переулок Элеваторный, 14.
В обоснование требования заявитель указал, что названные объекты являются собственностью муниципального образования и их безусловная передача в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.02 N 1453-р должна быть произведена не позднее 31.12.04.
Решением от 07.06.05, оставленным без изменений постановлением апелляционной инстанции от 13.10.05, в иске отказано. Решение мотивировано тем, что заявитель не предоставил ответчику необходимую техническую документацию и пропустил трехмесячный срок исковой давности, установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная инстанция указала, что право собственности на спорные объекты может возникнуть у администрации только по основаниям, предусмотренным статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, т. е. в связи с гражданско-правовой сделкой. Договор отчуждения жилых домов между истцом и администрацией не заключался и не мог быть заключен, так как истец не является собственником.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить заявление, считая, что суды необоснованно применили нормы права, не регулирующие данные публичные отношения. Трехмесячный срок, установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не подлежит применению к длящимся нарушениям. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.02 N 1453-р установлен предельный срок передачи объектов жилого фонда - 31.12.04.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Общество создано в 1995 году путем приватизации Краснодарского комбината хлебопродуктов. Согласно пункту 9 изменений в план приватизации общества, утвержденного начальником управления приватизации Комитета по управлению госимуществом Краснодарского края 09.11.95, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения не вошли в состав приватизируемого имущества и с момента утверждения изменений в план приватизации подлежали передаче в муниципальную собственность г. Краснодара (т. 1, л. д. 7 - 10).
На основании пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и приложения N 3 к данному постановлению жилищный фонд подлежит передаче из федеральной в муниципальную собственность.
В целях освобождения организаций от несвойственных им функций по содержанию объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения указом Президента Российской Федерации от 28.10.94 N 2027 "О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" установлено, что передача отдельных объектов в муниципальную собственность осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" утверждение плана приватизации предприятия является решением о передаче названных объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Таким образом, обязанность муниципальных образований по принятию в муниципальную собственность жилого фонда, не вошедшего в уставный капитал приватизируемого предприятия, прямо предусмотрена нормами законодательства о приватизации.
С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации действие названных нормативных актов, предусматривающих передачу жилого фонда в муниципальную собственность, не прекратилось, как ошибочно полагала апелляционная инстанция. В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" используемый по назначению жилищный фонд и объекты его инфраструктуры не подлежат приватизации в составе имущественного комплекса унитарных предприятий и должны передаваться в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
Следовательно, в период действия Гражданского кодекса Российской Федерации у муниципальных образований сохраняется публично-правовая обязанность по принятию жилого фонда в муниципальную собственность.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.02 N 1453-р установлен предельный срок передачи объектов жилого фонда - 31.12.04. Передача должна осуществляться в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 235. В частности, органы местного самоуправления, в собственность которых передаются объекты жилого фонда, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи по утверждаемой Министерством строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации форме.
Передача и принятие не обусловлены возложением на передающую сторону дополнительных обязанностей в виде проведения работ по инвентаризации и капитальному ремонту жилого фонда. Обязанность по надлежащему оформлению технической документации и приемо-сдаточных актов в равной степени возлагается на общество и администрацию.
Факт приватизации части квартир не влияет на существо рассматриваемого спора и не исключает передачу жилого дома в муниципальную собственность. При этом в силу Жилищного кодекса Российской Федерации все жилищные права граждан по владению, пользованию и распоряжению отдельными квартирами сохраняются.
Пропущенный по уважительной причине трехмесячный срок подачи заявления на оспаривание актов органа местного самоуправления (пункт 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) может быть восстановлен судом, поскольку не является пресекательным. Пропуск данного срока является основанием для отказа в принятии заявления. Принятие судом заявления фактически свидетельствует о восстановлении срока на его подачу. В этом случае в удовлетворении заявленного требования не может быть отказано по данному основанию. По смыслу названной нормы срок подачи заявления не применяется к длящемуся бездействию соответствующего органа.
Суды первой и апелляционной инстанций установили фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, однако неправильно применили нормы материального права, что влечет отмену обжалуемых судебных актов и принятие нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 201, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 07.06.05 и постановление апелляционной инстанции от 13.10.05 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-5164/2005-36/93 отменить.
Признать бездействие администрации г. Краснодара, выразившееся в уклонении от принятия в муниципальную собственность объектов жилого фонда, противоречащим статье 30 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.10.02 N 1453-р "О завершении до 31.12.04 передачи в муниципальную собственность объектов жилищного фонда". Обязать администрацию г. Краснодара в течение двух месяцев с момента принятия настоящего постановления принять в муниципальную собственность расположенные в г. Краснодаре жилые дома и относящиеся к ним объекты инфраструктуры: ул. Воровского, 162; ул. Фестивальная, 11; ул. Северная, 410; переулок Тракторный, 9; ул. Пашковская, 117; ул. Пашковская, 117; ул. Ленина, 87; ул. Калинина, 424; ул. Колхозная, 11; ул. Колхозная, 13; ул. Колхозная, 15; ул. Колхозная. 20; переулок Элеваторный, 2; переулок Элеваторный, 4; переулок Элеваторный, 6 (в т.ч. канализация); переулок Элеваторный, 8; переулок Элеваторный, 10; переулок Элеваторный, 12; переулок Элеваторный, 14.
Взыскать с администрации г. Краснодара в пользу ОАО "Краснодарзеронопродукт" 4 000 рублей государственной пошлины по заявлению, апелляционной и кассационной жалобам.
Арбитражному суду Краснодарского края выдать исполнительный лист в соответствии с настоящим постановлением.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 марта 2006 г. N Ф08-873/06 "В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" используемый по назначению жилищный фонд и объекты его инфраструктуры не подлежат приватизации в составе имущественного комплекса унитарных предприятий и должны передаваться в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело