Государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда в Центральном административном округе г. Краснодара" (далее - пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ООО "Производственно-коммерческая фирма "СБ"" (далее - фирма) 7 446 рублей штрафа за нарушение срока представления сведений о стаже и заработке застрахованных лиц, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 07.06.05 требования пенсионного фонда удовлетворены в полном объеме со ссылкой на их обоснованность. Факт нарушения фирмой требований пенсионного законодательства подтвержден материалами дела.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.10.05 решение суда отменено, в удовлетворении требований пенсионного фонда отказано.
Судебный акт мотивирован недоказанностью состава правонарушения в действиях фирмы и пропуском шестимесячного срока, установленного статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился пенсионный фонд с кассационной жалобой на постановление апелляционной инстанции от 20.10.05, в которой просит отменить судебный акт. По мнению заявителя, выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела. Сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, и направленные в пенсионный фонд, содержали ошибки. Шестимесячный срок исчисляется с даты истечения срока исполнения требования о добровольной уплате штрафа (16.10.04) и истекает 16.04.05.
В отзыве на кассационную жалобу фирма просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 27.02.04 фирма в адрес пенсионного фонда по почте направила сведения, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Пенсионный фонд в адрес фирмы направил уведомление об ошибках от 15.04.04 N 06-1473, согласно которому при приеме индивидуальных сведений о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица и ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2003 г. выявлены следующие ошибки: несоответствие представленной АДВ 11 реестру платежей за 2003 г., неправильное указание фамилии, отчества и имени сотрудников (Гайдуков Сергей Геннадиевич, Шейко Наталья Вл-на). Данным уведомлением фирме предложено устранить выявленные недостатки до 30.03.04 и представить исправленные индивидуальные сведения.
Фирма представила пенсионному фонду исправленные сведения только 06.10.04. В этот же день руководитель пенсионного фонда вынес решение N 7851 о взыскании в фирмы 7 446 рублей штрафа за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении требований пенсионного фонда, суд апелляционной инстанции сделал выводы о недоказанности заявителем состава правонарушения в действиях фирмы. Кроме того, суд сослался на пропуск установленного пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации срока давности взыскания штрафной санкции.
Согласно пунктам 1, 2, 4 статьи 11 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице один раз в год, но не позднее 1 марта, по форме, определяемой Пенсионным фондом Российской Федерации, а также сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации; взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда в судебном порядке.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 27.02.04 ответчик в адрес пенсионного фонда направил отчет об индивидуальных сведениях всех работающих в организации застрахованных лиц за 2003 г. Данный факт заявителем не отрицается.
Вместе с тем поступившие сведения возвращены ответчику с замечаниями по их составлению (были оформлены в единственном экземпляре).
Однако в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не представил доказательства того, что первоначально представленные ответчиком документы, содержащие сведения на застрахованных лиц, были подготовлены с ошибками, в частности, заявитель не представил документы, направленные фирмой 27.02.04 и полученные пенсионным фондом.
В свою очередь, отсутствие таких сведений исключает возможность принятия законного и обоснованного вывода относительно надлежащего или ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по представлению сведений.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
При этом под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан представлять один раз в год, но не позднее первого марта следующего года, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о страховом стаже каждого работающего у него застрахованного лица, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов и другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ дополнительно к сведениям, предусмотренным настоящим пунктом, страхователь представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц. За непредставление указанных сведений в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Указанная сумма взыскивается органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом. Названный Закон не регламентирует порядок взыскания недоимок, пеней и штрафов, за исключением указания на судебный порядок их взыскания, следовательно, подлежат применению соответствующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации.
Как указано в пункте 1 статьи 115 Кодекса, налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
В пункте 37 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 указано, что при применении указанной нормы необходимо иметь в виду, что исчисление данного срока со дня составления акта производится в случае привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, а также в случае привлечения к установленной Налоговым кодексом Российской Федерации ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), поскольку только в этих случаях Кодекс предусматривает составление акта (пункт 1 статьи 100 и пункт 1 статьи 101.1 Кодекса). Учитывая, что составление налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля не обязательно, установленный пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации срок в этих случаях исчисляется со дня обнаружения соответствующего правонарушения и определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
По мнению пенсионного фонда шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании штрафа исчисляется с даты предоставления исправленных сведений о стаже и заработке застрахованных лиц, то есть с 06.10.04.
При разрешении данного спора суд апелляционной инстанции посчитал, что шестимесячный срок исчисляется с даты, когда пенсионный фонд должен был выявить факт правонарушения. Такой датой суд признал 31.03.04, то есть следующий день после установленного срока для представления исправленных сведений, когда пенсионному фонду должно было стать известно о невыполнении фирмой обязанности по представлению сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Кассационная инстанция считает данный вывод суда правильным. Как следует из пункта 37 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5, в случае, когда составление по результатам налогового контроля акта проверки не обязательно, установленный пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации срок исчисляется со дня обнаружения соответствующего правонарушения и определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из характера и обстоятельств совершения правонарушения о предоставлении фирмой индивидуальных сведений о застрахованных лицах с нарушением срока пенсионному фонду стало известно 31.03.04, поскольку сам заявитель в уведомлении об ошибках конечной датой устранения неточностей определил 30.03.04 и указал, что по истечении данной даты при отсутствии исправленных документов будут применены финансовые санкции по пункту 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Таким образом, днем обнаружения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, следует признать 31.03.04. С этого же дня должен исчисляться установленный пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок давности взыскания штрафных санкций.
Между тем, заявление пенсионного фонда о взыскании штрафа датировано 18.03.05, поступило в суд 31.03.05, что свидетельствует о пропуске шестимесячного срока.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебных актов в данной части (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им была дана правильная правовая оценка, поэтому основания для отмены или изменения судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.05 по делу N А32-9940/2005-11/433 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 февраля 2006 г. N Ф08-442/06-206А "При разрешении данного спора суд апелляционной инстанции обоснованно посчитал, что шестимесячный срок исчисляется с даты, когда пенсионный фонд должен был выявить факт правонарушения"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело