См. также Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 июня 2006 г. N Ф08-1660/06
ООО "Эльдорадо-Юг" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) от 28.06.05 N 1999/06 о признании ООО "Эльдорадо-Юг" нарушившим пункт 4 статьи 5, пункт 2 статьи 20 Федерального закона "О рекламе", предписания управления от 28.06.05 N 66 и постановления управления от 21.07.05 N 79 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определениями от 5, 26 сентября и 11 октября 2005 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены - МУ "Управление наружной рекламы", ООО "Рентол", ООО "Вавилон", ООО "Элит Компании".
Определением от 5 сентября 2005 г. требование ООО "Эльдорадо-Юг" о признании незаконным постановления управления от 21.07.05 N 79 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выделено в отдельное производство.
Решением суда от 31 октября 2005 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26 декабря 2005 г., отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными решения управления от 28.06.05 N 1999/06 и предписания управления от 28.06.05 N 66. Судебные акты мотивированы тем, что заявитель при рекламировании холодильного оборудования, не относящегося непосредственно к товарам для несовершеннолетних, использовал изображение ребенка в нарушение пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"). Реклама холодильников, подлежащих обязательной сертификации, не сопровождалась обязательной пометкой "Товар подлежит обязательной сертификации", что является нарушением пункта 4 статьи 5 данного Закона.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось ООО "Эльдорадо-Юг" с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новое решение. Заявитель оспаривает, что является рекламодателем спорной рекламы. Его заинтересованность в ней не свидетельствует о том, что он является непосредственным источником рекламы и предпринял активные действия по производству, размещению и распространению рекламной информации.
В судебном заседании представитель ООО "Эльдорадо-Юг" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ООО "Эльдорадо-Юг", Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Сотрудники управления при проверке установили, что на здании Вавилон-Центр (г. Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов, 2/2), в котором расположен гипермаркет бытовой техники "Эльдорадо", принадлежащий ООО "Эльдорадо-Юг", помещено рекламное панно следующего содержания: "Реклама холодильников VESTFROST cool experts, Дания, 5 лет полной гарантии, все различия внутри, Эльдорадо". Рекламный сюжет сопровождался изображением несовершеннолетних детей и не содержал отметки "Подлежит обязательной сертификации". Полагая, что рекламодатель ООО "Эльдорадо-Юг" нарушило требования пункта 4 статьи 5 и пункта 2 статьи 20 Закона "О рекламе", управление вынесло решение от 28.06.05 N 1999/06 о признании ООО "Эльдорадо-Юг" нарушившим требования Закона "О рекламе", предписание от 28.06.05 N 66 о прекращении нарушения законодательства о рекламе. Не согласившись с названными ненормативными актами, ООО "Эльдорадо-Юг" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Согласно пункту 2 статьи 20 Закона "О рекламе" текстовое, визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних в рекламе, не относящейся непосредственно к товарам для несовершеннолетних, не допускается. Слово "непосредственно", согласно толковому словарю русского языка Ожегова С.И., означает "прямо, без посредующих звеньев, участников". Таким образом, реклама с использованием образов несовершеннолетних допускается, если рекламируемые товары и услуги предназначены и используются только несовершеннолетними. Общим критерием отнесения товаров к детским является использование этих товаров непосредственно ребенком, направленность их для потребления несовершеннолетним.
В перечне товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1013 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.04 N 72), товарам для детей присвоены коды классов ОК 005-93 25, 45, 81, 83 - 85, 88, 89, 91 - 93, 96, тогда как электробытовым товарам - код 51. Из утвержденного приказом министра здравоохранения Российской Федерации от 15.08.01 N 325 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации от 19.10.01 N 2978) перечня видов продукции, подлежащей санитарноэпидемиологической экспертизе, необходимой для допуска к производству, применению и реализации товаров, видно, что товары для детей перечислены в пункте 2 отдельно от других товаров, а продукция машиностроения и приборостроения производственного, медицинского и бытового назначения включена в пункт 7.
В Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, включены электробытовые товары, что свидетельствует о предъявлении к таким товарам особых требований о безопасности и необходимости информирования об этом потенциальных приобретателей в рекламе. Таким образом, пользование несовершеннолетним холодильным оборудованием, которое отнесено к электробытовым товарам, предполагает контроль за этим процессом со стороны взрослых с целью соблюдения требований соответствующих правил безопасности и эксплуатации и исключения негативных последствий для его здоровья.
В соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Согласно статье 2 Закона "О рекламе" ненадлежащей рекламой является реклама, в которой допущены нарушения требований по содержанию, установленные законодательством Российской Федерации.
Выявленная реклама холодильников "VESTFROST cool experts, Дания, 5 лет полной гарантии, все различия внутри, Эльдорадо" содержала образы несовершеннолетних, пометка "подлежит обязательной сертификации" в рекламе отсутствовала. Суд правомерно указал, что по своему содержанию реклама являлась рекламой гипермаркета "Эльдорадо" и реализуемого им холодильного оборудования, не относящегося непосредственно к товарам для несовершеннолетних.
Правомерно отклонен довод заявителя, что он не является рекламодателем. Общество по смыслу статьи 2 Закона "О рекламе" является субъектом, в интересах которого непосредственно распространяется указанная реклама.
Суд пришел к правомерному выводу о том, что при размещении рекламы с визуальным изображением несовершеннолетних для рекламы холодильников, допущены нарушения требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 Закона "О рекламе".
Реклама холодильников, подлежащих обязательной сертификации, не сопровождалась обязательной пометкой "Товар подлежит обязательной сертификации", что является нарушением пункта 4 статьи 5 данного Закона.
Таким образом, суд правомерно отказал ООО "Эльдорадо-Юг" в удовлетворении заявления.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им была дана правильная правовая оценка, поэтому основания для отмены или изменения судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 31 октября 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 26 декабря 2005 года Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-20672/2005-С5-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд федерального округа подтвердил правильность выводов нижестоящих инстанций, которые признали обоснованным привлечение общества к ответственности, предусмотренной ст. 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе).
Отмечается, что согласно п. 2 ст. 20 Закона "О рекламе", действовавшего в период разрешения спора, текстовое, визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних в рекламе, не относящейся непосредственно к товарам для несовершеннолетних, не допускается. Слово "непосредственно", согласно толковому словарю русского языка Ожегова С.И., означает "прямо, без последующих звеньев, участников". Таким образом, реклама с использованием образов несовершеннолетних допускается, если рекламируемые товары и услуги предназначены и используются только несовершеннолетними. Общим критерием отнесения товаров к детским является использование этих товаров непосредственно ребенком, направленность их для потребления несовершеннолетним. Вместе с тем распространяемая обществом реклама холодильников сопровождался изображением несовершеннолетних детей, что является нарушением указанной нормы Закона о рекламе, поскольку пользование несовершеннолетним холодильным оборудованием, которое отнесено к электробытовым товарам, предполагает контроль за этим процессом со стороны взрослых с целью соблюдения требований соответствующих правил безопасности и эксплуатации и исключения негативных последствий для его здоровья. Это обстоятельство означает, что рекламируемая продукция не может быть использована несовершеннолетним непосредственно. Более того, реклама холодильников, подлежащих обязательной сертификации, не сопровождалась обязательной пометкой "Товар подлежит обязательной сертификации", что является нарушением также и п. 4 ст. 5 Закона.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 апреля 2006 г. N Ф08-1246/06-526А "Суд пришел к правомерному выводу о том, что при размещении рекламы с визуальным изображением несовершеннолетних для рекламы холодильников, допущены нарушения требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 Закона "О рекламе"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело