См. также Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 декабря 2006 г. N Ф08-6585/06
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (далее - управление) обратилось с иском к администрации Краснодарского края (далее - администрация) и Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании недействительным зарегистрированного права собственности Краснодарского края на земельный участок площадью 13 605 218 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах ГППР "Краснооктябрьский" с кадастровым номером 23:30:13 03 000:0020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ЗАО "Ривагро" (далее - общество) и ГППР "Краснооктябрьский" (далее - предприятие). Решением от 13.10.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.12.05, в удовлетворении иска отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что предприятие отказалось от права постоянного (бессрочного) пользования спорным участком и отказ согласован с уполномоченным органом собственника земельного участка, поэтому участок правомерно включен в состав фонда перераспределения Краснодарского края. Право собственности на участок зарегистрировано на основании распоряжения главы администрации Краснодарского края от 01.04.05 N 375-р "Об утверждении местоположения и площади земельных участков фонда перераспределения земель Краснодарского края", которое не отменено, не оспорено и не признано недействительным.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и удовлетворить иск по следующим основаниям:
* объекты недвижимого имущества государственного предприятия составляют единый имущественный комплекс, созданный для выполнения его уставных задач. Земельный участок является федеральной собственностью и не может рассматриваться как отдельный объект права;
* земельный участок после отказа от него предприятия не изъят администрацией из его постоянного (бессрочного) пользования, поэтому не мог войти в фонд перераспределения земель;
* администрация в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.02 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" не согласовала изъятие земельного участка с управлением;
- выводы судов о необходимости признания в судебном порядке недействительным распоряжения главы администрации Краснодарского края от 01.04.04 N 375р несостоятельны, поскольку этот акт не позволяет идентифицировать спорный участок.
Администрация и департамент не предоставили отзывов на жалобу.
В заседании суда кассационной инстанции представитель управления повторил доводы, изложенные в жалобе.
Представители администрации и департамента просили отказать в удовлетворении жалобы, считая, что материалами дела подтверждается правомерность включения земельного участка в состав фонда распределения и регистрации за Краснодарским краем права собственности.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 12.04.06 до 17.04.06 до 15 часов. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, государственным актом о праве пользования на землю от 20.11.79 за совхозом "Курчанский" (правопредшественник совхоза "Краснооктябрьский") на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен земельный участок площадью 6589,88 га. Согласно свидетельству о праве пользования на землю совхозу "Краснооктябрьский" предоставлено 6 167 га земель для сельскохозяйственного производства (т. 1, л. д. 90, 92). Государственное предприятие по производству риса "Краснооктябрьский" образовано на базе совхоза и является его правопреемником (пункт 1.1 устава предприятия). В письме департамента от 23.07.02 N 07/10-8468 сообщается о внесении имущества предприятия в реестр федерального имущества (т. 1, л. д. 97).
Предприятие направило Министерству имущественных отношений Российской Федерации (далее - Министерство) письмо от 12.11.02 с просьбой о согласовании вопроса о прекращении принадлежащего предприятию права бессрочного пользования земельным участком общей площадью 6 347 га, расположенным в поселке Красный Октябрь, Курчанского сельского округа Темрюкского района Краснодарского края, в связи с тяжелым финансовым положением предприятия.
В письме от 23.01.03 N ДА-9/2356 первый заместитель министра Аратский Д.Б. сообщил, что министерство не возражает против отказа предприятия от права постоянного (бессрочного) пользования указанным участком площадью 6 347 га. На основании распоряжения главы администрации Краснодарского края от 01.04.04 N 375р "Об утверждении местоположения и площади земельных участков фонда перераспределения земель Краснодарского края" 24.11.04 на земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 13 605 218 кв. м, расположенный в границах землепользования предприятия (кадастровый номер 23:30:13 03 000:0020), зарегистрировано право собственности Краснодарского края, что подтверждено свидетельством от 25.11.04 (серия 23-АБ N 682388). По договору от 05.11.04 N 0000000715 департамент передал участок в аренду ЗАО "Ривагро".
Отказывая в удовлетворении иска, судебные инстанции исходили из того, что право собственности правомерно зарегистрировано за Краснодарским краем. Земельный участок включен в состав земель фонда перераспределения, поскольку предприятие отказалось от права постоянного (бессрочного) пользования участком и отказ согласован с уполномоченным органом собственника земельного участка. Однако данные выводы сделаны без учета обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.
В соответствии со статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Суд не принял во внимание, что предприятие отказалось от права пользованием участком площадью 6 347 га, в то время как за Краснодарским краем зарегистрировано право собственности на участок площадью 13 605 218 кв. м. Суд не дал оценку тому, что в материалы дела предоставлено два кадастровых плана землепользования предприятия: план на участок площадью 13 605 218 кв. м (кадастровый номер 23:30:13 03 000:0020) и план на участок площадью 63 470 кв. м (кадастровый номер 23:30:13 03 000:0001) (т. 1, л. д. 64, 96). Суд не установил собственника земельного участка на момент отказа предприятия от участка, действительную волю собственника, направленную на отказ от права собственности на участок. Суд не учел, что в письме от 23.01.03 N ДА-9/2356 согласован только отказ предприятия от права пользования участком и отсутствуют сведения об отказе Российской Федерации от участка.
Согласно статье 18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Имущество предприятия образовано за счет бюджетных средств и находится у него в хозяйственном ведении (пункт 4.1 устава). Согласно пункту 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В силу пункта 1 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращение соответствующего права.
Согласно пункту 3 данной статьи при отказе лица от права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком распоряжение данным земельным участком осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Кодекса.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Поскольку в материалы дела не предоставлены доказательства передачи спорного участка Краснодарскому краю в порядке разграничения государственной собственности на землю и документы, подтверждающие соблюдение порядка распоряжения земельным участком, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.02 N 576, судебные инстанции преждевременно пришли к выводу о законности регистрации права собственности Краснодарского края на участок на основании распоряжения главы администрации Краснодарского края от 01.04.04 N 375р.
В силу пункта 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции.
Для правильного разрешения спора суду первой инстанции надлежит установить, имеются ли предусмотренные законом основания для регистрации за Краснодарским краем права собственности на спорный участок и на основании каких документов должно быть зарегистрировано такое право. Суду необходимо исследовать предоставленные в материалы дела кадастровые планы земельного участка, дать оценку письму департамента от 23.07.02 N 07/10-8468, в котором сообщается о внесении имущества предприятия в реестр федерального имущества. Суду следует установить собственника земельного участка на момент отказа предприятия от участка, его действительную волю.
Выяснение приведенных обстоятельств имеет существенное значение для правильного применения норм материального права при рассмотрении заявленных истцом требований. Поскольку исследование и оценка указанных обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, их следует выяснить суду первой инстанции при новом рассмотрении дела с учетом указаний, данных судом кассационной инстанции. Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 13.10.05 и постановление апелляционной инстанции от 20.12.05 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-16703/2005-36/397 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа округа от 17 апреля 2006 г. N Ф08-1285/06 "Поскольку в материалы дела не предоставлены доказательства передачи спорного участка Краснодарскому краю в порядке разграничения государственной собственности на землю и документы, подтверждающие соблюдение порядка распоряжения земельным участком, установленного постановлением Правительства РФ от 7 августа 2002 г. N 576, судебные инстанции преждевременно пришли к выводу о законности регистрации права собственности Краснодарского края на спорный участок"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело