Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Ростова-на-Дону (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Донского В.Л. 40 067 рублей 69 копеек недоимки по налогу на добавленную стоимость, 2 839 рублей 20 копеек пеней, 8 013 рублей 50 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и 1 550 рублей штрафа по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 26.10.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.01.06, производство по делу в части требований о взыскании 1 550 рублей штрафа по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации прекращено в связи с отказом налоговой инспекции от заявления. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что предприниматель выполнил требования, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, для подтверждения права на применение налоговых вычетов. Отсутствие товарнотранспортных накладных не является основанием для отказа в принятии к вычету налога на добавленную стоимость. Суд пришел к выводу о недоказанности налоговым органом недобросовестности предпринимателя.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении заявления и взыскать с предпринимателя недоимку по налогу на добавленную стоимость, пени и штраф. В обоснование жалобы заявитель указывает, что часть счетов-фактур выставлены контрагентами предпринимателя с нарушением требований статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации. Заявитель полагает, что суд необоснованно принял счета-фактуры с внесенными в них исправлениями в качестве надлежащих доказательств и не учел отсутствие в деле надлежаще оформленных товарно-транспортных документов.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд СевероКавказского округа считает, что решение суда от 26.10.05 и постановление апелляционной инстанции от 12.01.06 необходимо отменить, а дело - передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, предприниматель представил в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2004 года, в которой отразил сумму налога, подлежащую вычету, равную 50 147 рублям.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку указанной декларации, по результатам которой составила докладную записку от 29.03.05 N 489.
По материалам проверки принято решение от 14.04.05 N 489 о привлечении предпринимателя Донского В.Л. к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость в виде 8 013 рублей 50 копеек штрафа. Указанным решением предпринимателю предложено уплатить 40 067 рублей 69 копеек налога на добавленную стоимость и 2 839 рублей 20 копеек пеней.
Решение налогового органа мотивировано тем, что представленные предпринимателем счета-фактуры составлены с нарушением требований законодательства; факты оприходования товара грузополучателем и перемещения товара не доказаны в виду отсутствия товарно-транспортных накладных.
Поскольку предприниматель не исполнил требования об уплате налога, пеней и штрафа N 468 и N 2915, налоговая инспекция обратилась в суд.
Согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат, в том числе, суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетовфактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса. Вычетам подлежат, если иное не установлено данной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.
Согласно пункту 2 статьи 169 Кодекса счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 этой статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Данный пункт предусматривает формальные признаки, при наличии которых счета-фактуры не являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету. Именно на налогоплательщике лежит обязанность принять к налоговому учету надлежаще оформленные счета-фактуры.
При проведении проверки налоговая инспекция установила, что счетафактуры, выставленные предпринимателю ООО "Торгпоставка" и ООО "Ресурс", оформлены с нарушением статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (отсутствуют необходимые реквизиты - адреса грузоотправителя и грузополучателя, ИНН покупателя, расшифровки подписей руководителя организации и главного бухгалтера).
Как видно из материалов дела, исправленные счета-фактуры представлены предпринимателем в судебное заседание первой инстанции.
При рассмотрении дела судебные инстанции исходили из того, что основания для непринятия судом исправленных счетов-фактур в качестве надлежащих доказательств правомерности предъявления сумм налога к вычету, отсутствуют.
Сделав вывод о том, что предприниматель реализовал право на внесение исправлений в счета-фактуры и представил суду счета-фактуры, содержащие все необходимые реквизиты, предусмотренные статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации, которые приняты в качестве надлежащих доказательств, суд не учел следующее.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 86н и Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N БГ-3-04/430 от 13.08.2002 в соответствии с частью 2 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 9, 10 Порядка выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты, обеспечивающие возможность проверки достоверности сведений, указанных в первичных документах:
1) наименование документа (формы);
2) дату составления документа;
3) при оформлении документа от имени: юридических лиц - наименование организации, от имени которой составлен документ, ее ИНН; индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, номер и дата выдачи документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН; физических лиц - фамилия, имя, отчество, наименование и данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, ИНН, если он имеется;
4) содержание хозяйственной операции с измерителями в натуральном и денежном выражении;
5) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления (для юридических лиц);
6) личные подписи указанных лиц и их расшифровки, включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 утверждены Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость.
Ни глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации, ни постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 не содержат положений о том, что допущенные поставщиком при оформлении счетов-фактур нарушения не могут быть устранены, а недостающая информация восполнена. Вместе с тем эта информация должна быть внесена в счета-фактуры с соблюдением порядка внесения исправлений, установленного названным постановлением. Счета-фактуры должны соответствовать требованиям к их составлению и оформлению, иначе они не могут подтверждать факт осуществления указанных в них операций.
Согласно пункту 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур не подлежат регистрации в книге покупок и книге продаж счета-фактуры, имеющие подчистки и помарки. Исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.
Пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) допускается внесение исправлений в первичные документы с условием согласования исправлений с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями лиц, их подписавших, с указанием даты внесения исправлений.
При рассмотрении дела судебные инстанции не дали оценку счетамфактурам от 24.11.04 N 381, от 10.12.04 N 421, от 29.09.04 N 395, от 22.10.04 N 416, от 17.11.04 N 445, от 16.12.04 N 495 с точки зрения требований указанных нормативных правовых актов.
Между тем материалы дела свидетельствуют, что исправления в указанных счетах не заверены подписями руководителей и печатями ООО "Торгпоставка" и ООО "Ресурс". Счета-фактуры, выставленные ООО "Торгпоставка", от имени руководителя и главного бухгалтера подписаны Солощенко, однако имеют различные подписи указанного лица, невозможно определить дату внесения исправлений. Указанные обстоятельства суд не исследовал.
Таким образом, выводы судебных инстанций о соответствии всех представленных налогоплательщиком счетов-фактур требованиям законодательства, о подтверждении предпринимателем права на налоговый вычет в сумме 50 147 рублей и о необоснованности требований налоговой инспекции, не соответствуют материалам дела и требуют дополнительной проверки. Судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела, суду следует установить, правомерно ли предприниматель предъявил к вычету сумму налога на добавленную стоимость в сумме 50 147 рублей, проверить обоснованность требований налоговой инспекции с учетом оценки правильности оформления счетов-фактур по сделкам, совершенным Донским В.Л., в 4 квартале 2004 года.
Кассационная инстанция считает необоснованным довод налоговой инспекции о том, что предприниматель не подтвердил факт оприходования товара, основанный на том, что налогоплательщик не представил в налоговый орган товарнотранспортные накладные.
Судебные инстанции установили, что транспортировка товара осуществлялась экспедитором ООО "Деловые Линии". Факт приема товара экспедитором подтверждается соответствующими документами, которым суд дал правовую оценку (кассовые чеки, квитанции, подтверждающие оплату услуг по экспедированию, приемные накладные). Факт оприходования товара подтверждается товарными накладными, составленными по форме ТОРГ-12 "Товарная накладная", утвержденной постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25.12.98 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций". Указанные документы являются основанием для оприходования и надлежащими доказательствами поступления товара покупателю.
Судебные инстанции дали надлежащую оценку названным документам и пришли к выводу о том, что представленные товарные накладные составлены в соответствии с Унифицированной формой N ТОРГ-12, оформлены с соблюдением требований Закона N 129-ФЗ и содержат все реквизиты, необходимые для принятия товара к бухгалтерскому учету.
В соответствии со статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций. Оснований для переоценки выводов судебных инстанций в указанной части у кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 26.10.05 и постановление апелляционной инстанции от 12.01.06 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-19581/2005-С6-38 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 марта 2006 г. N Ф08-964/06-432А "Исправления в счетах-фактурах не заверены подписями руководителей и печатями организаций-продавцов. Вывод суда о подтверждении предпринимателем права на налоговый вычет недостаточно обоснован. Дело направлено на новое рассмотрение"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело