ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" структурного подразделения "Краснодарское отделение" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Инспекции Федеральной налоговой службы по Староминскому району Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) с заявлением, в котором просило признать недействительным требование от 28.06.05 N 680 об уплате пени по налогу на пользователей автомобильных дорог (далее - требование).
Решением суда от 20.01.06 признано недействительным требование налоговой инспекции об уплате пени по налогу на пользователей автомобильных дорог. Судебный акт мотивирован тем, что у налоговой инспекции отсутствовали основания для вынесения требования, которым предложено в срок до 08.07.05 погасить задолженность в части остатка реструктуризированной задолженности в сумме 1 062 768 рублей 96 копеек пени по налогу на пользователей автомобильных дорог. Налоговая инспекция не представила доказательств неуплаты обществом текущих платежей и нарушение графика погашения реструктуризированной задолженности.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 20.01.06, вынести новое решение по делу. По мнению налоговой инспекции, решение суда от 20.01.06 является незаконным. Постановления главы администрации Краснодарского края от 05.06.02 N 630 и 26.07.02 N 844 носят нормативный характер для налоговых органов Краснодарского края. Отмена названных постановлений на законных основаниях повлекла за собой и отмену решений о реструктуризации кредиторской задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу с владельцев транспортных средств. Реструктуризация носит административно-публичный характер.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение суда от 20.01.06 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Администрация Краснодарского края и Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в своих отзывах просят решение суда оставить без изменения, ссылаясь его законность и обоснованность. Управление федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать по доводам заявителя жалобы. В судебном заседании представители сторон повторили доводы, изложенные в отзывах на жалобу. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации Краснодарского края от 05.06.02 N 630 "О реструктуризации кредиторской задолженности структурных подразделений федерального государственного унитарного предприятия "Северо-Кавказская железная дорога", расположенных на территории Краснодарского края, по налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу с владельцев транспортных средств" (далее - постановление N 630) с последующими изменениями была реструктуризирована задолженность структурным подразделениям общества по налогам, пеням и штрафам в краевой бюджет по налогу на пользователей автодорог и налогу с владельцев автотранспортных средств.
На основании постановления N 630 между обществом, Департаментом по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края и Управлением Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю заключен трехсторонний договор о реструктуризации задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу с владельцев транспортных средств филиалов общества, расположенных на территории Краснодарского края
Администрация Краснодарского края 25.05.05 приняла постановление N 471 "О признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края", которым признала утратившим силу постановление N 630. Налоговая инспекция на основании постановления главы администрации Краснодарского края от 25.05.05 N 471 "О признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края" выставила требование, которым предложила в срок до 08.07.05 погасить задолженность в части остатка реструктуризированной задолженности по пене по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 1 062 768 рублей 96 копеек по филиалу общества - Староминской дистанции пути Краснодарского отделения Северо-Кавказской железной дороги.
Общество в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации обжаловало требование налоговой инспекции в арбитражный суд. Суд обоснованно удовлетворил заявленные требования ввиду следующего. Во исполнение статьи 115 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" Правительством Российской Федерации принято постановление от 03.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (далее - Порядок).
Данным постановлением исполнительным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано осуществлять реструктуризацию задолженности организаций по обязательным платежам соответственно в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты одновременно с осуществлением реструктуризации обязательных платежей в федеральный бюджет с учетом утвержденного Порядка.
В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.01 N 890 "О реструктуризации задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (далее - постановление N 890) определено, что реструктуризации подлежит задолженность организаций федерального железнодорожного транспорта по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, исчисленная по данным налоговых органов по состоянию на 1 декабря 2001 г., а также задолженность по пеням и штрафам (в том числе признаваемая к взысканию), исчисленная по данным налоговых органов на дату вступления в силу данного постановления.
В пункте 8 постановления N 890 рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления осуществлять реструктуризацию задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по обязательным платежам соответственно перед бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами.
Главой администрации Краснодарского края 05.06.02 на основании указанного постановления Правительства Российской Федерации принято постановление N 630. Пункт 2 постановления N 630 определил, что реструктуризация задолженности структурных подразделений ФГУП "СКЖД" по налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу с владельцев транспортных средств, а также штрафам и пеням по данным налогам в краевой бюджет проводится путем поквартального ее погашения начиная со II квартала 2002 г.
В силу пункта 5 постановления N 630 структурные подразделения ФГУП "СКЖД" утрачивают право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в краевой бюджет по налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу с владельцев транспортных средств при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в краевой бюджет текущих налоговых платежей, а также при неуплате платежей в соответствии с графиком, указанным в пункте 2 данного постановления.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что налоговая инспекция не представила доказательств неуплаты обществом текущих платежей и невыполнения графика реструктуризированной задолженности.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 25.05.05 N 471 "О признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края" признано утратившим силу постановление главы администрации Краснодарского края от 05.06.02 N 630.
Согласно пункту 1 и 2 статьи 52 Закона Краснодарского края от 06.06.95 N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" нормативному правовому акту края может соответствующим правотворческим органом придана обратная сила.
Придание обратной силы не допускается, если нормативный правовой акт предусматривает ведение или усиление юридической ответственности за действия, которые на момент их совершения не влекли указанной ответственности или влекли более мягкую ответственность.
Действие постановления главы администрации Краснодарского края от 25.05.05 N 471 "О признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края" не может распространяться на отношения, возникшие до его принятия.
Пункт 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Следовательно, для распространения нормативного правового акта на отношения, возникшие до его принятия, необходимо специальное указание на это в самом нормативном правовом акте при условии, что принимаемый акт не устанавливает новые обязанности или иным образом не ухудшает положение налогоплательщиков.
В тексте постановления главы администрации Краснодарского края от 25.05.05 N 471 "О признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края" не говорится о том, что оно распространяется на отношения, возникшие до его принятия или что решения, вынесенные в соответствии с нормативными актами, признанными утратившими силу, подлежат отмене.
В силу пункта 3 постановления главы администрации Краснодарского края от 25.05.05 N 471 "О признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края" постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Кроме того, отмена решения о предоставлении права на реструктуризацию задолженности ухудшает положение налогоплательщика, так как ему будет необходимо единовременно выплатить сумму реструктурированной задолженности, что может повлечь для него незапланированные затраты и дестабилизацию его деятельности.
Суд обоснованно исходил из того, что у налоговой инспекции отсутствовали основания для вынесения требования.
Суд оценил все доводы налоговой инспекции по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в кассационной жалобе. Суд кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отклоняет доводы жалобы, направленные на переоценку обстоятельств по делу.
В первом абзаце резолютивной части решения допущена опечатка в сумме оспариваемого ненормативного акта и указано "1 067 400 руб.", следовало указать сумму 1 062 768 рублей 96 копеек. Учитывая, что указанная опечатка не привела к принятию незаконного решения и может быть устранена путем вынесения определения в порядке статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основания для отмены решения суда отсутствуют.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют. В соответствии со статьями 101, 102, 105, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьями 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы следует возложить на налоговую инспекцию, которая в силу указанных нормативных актов освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.01.06 по делу N А32-60025/2005-58/1501 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 мая 2006 г. N Ф08-1861/06-796А "Действие постановления главы администрации Краснодарского края от 25 мая 2005 г. "О признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края" не может распространяться на отношения, возникшие до его принятия"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело