Предприниматели Самодуров И.У., Зухумов К.М., Арзуманян Р.А., Багаев В.Ю., Жоглик Л.М., Маркарян Э.Э., Борисов А.А., осуществляющие деятельность без образования юридического лица, (далее - заявители, предприниматели) обратились в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим постановления главы города Ставрополя от 22.02.05 N 588 "О внесении изменений в приложение 3 к постановлению главы города Ставрополя от 12.05.04 N 2028 "О проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок на автобусных маршрутах города Ставрополя"".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение "Единая центральная диспетчерская служба пассажирского транспорта города Ставрополя". Решением от 24.08.05 суд признал недействительным оспариваемое постановление N 588, поскольку оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителей. При этом суд руководствовался нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.10.05 решение от 24.08.05 отменено, постановление N 588 признано соответствующим федеральному закону "О безопасности дорожного движения", закону Ставропольского края "Об организации пассажирских перевозок автомобильным и городским электрическим транспортом в Ставропольском крае", в удовлетворении требований заявителей отказано. Суд апелляционной инстанции исходил из того, что оспариваемый акт является нормативным правовым актом, в связи с чем указал на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права: рассмотрение дела в незаконном составе судей.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.03.06 постановление апелляционной инстанции от 24.10.05 отменено, производство по апелляционной жалобе прекращено, поскольку в силу пункта 7 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления его в законную силу. Обжалование в апелляционную инстанцию законом не предусмотрено.
В кассационной жалобе администрация г. Ставрополя просит отменить решение суда, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что при рассмотрении дела суд нарушил нормы процессуального права - рассмотрел заявление об оспаривании нормативного акта в незаконном составе судей, а также неправильно применил нормы материального права. По мнению администрации, оспариваемый нормативный акт вынесен в соответствии с компетенцией муниципального органа; его вынесение обусловлено необходимостью организации взаимодействия различных видов автомобильного транспорта на маршрутах города, обеспечения безопасности пассажирских перевозок, повышения качества транспортного обслуживания населения. Администрация утверждает, что возможные разногласия по поводу условий договора на диспетчерское обслуживание подлежат урегулированию в порядке главы 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители администрации г. Ставрополя и МУ "Единая центральная диспетчерская служба пассажирского транспорта г. Ставрополя" поддержали доводы, изложенные в жалобе. Отзыв на кассационную жалобу не представлен. Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей администрации г. Ставрополя и МУ "Единая центральная диспетчерская служба пассажирского транспорта г. Ставрополя", Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение от 24.08.05 подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, заявители и администрация г. Ставрополя заключили договоры на осуществление пассажирских перевозок на маршруте г. Ставрополя по итогам открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок, проведенного в соответствии с требованиями Закона Ставропольского края от 30.11.01 N 69-КЗ "Об организации пассажирских перевозок автомобильным и городским электрическим транспортом в Ставропольском крае" на основании постановления главы г. Ставрополя от 12.05.04 N 2028 "О проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок на автобусных маршрутах г. Ставрополя".
В целях упорядочения правоотношений в области пассажирских перевозок на автобусных маршрутах города постановлением главы г. Ставрополя от 22.02.05 N 588 "О внесении изменений в приложение 3 к постановлению главы г. Ставрополя от 12.05.04 N 2028 "О проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок на автобусных маршрутах г. Ставрополя"" внесены следующие изменения:
- соблюдение условий договора на диспетчерское обслуживание пассажирских перевозок на автобусных маршрутах города Ставрополя" (пункт 2.4.3 договора абзац 4);
- заключить договор на диспетчерское обслуживание пассажирских перевозок на автобусных маршрутах города Ставрополя с муниципальным учреждением "Единая центральная диспетчерская служба пассажирского транспорта города Ставрополя" (пункт 2.4.12 абзац второй).
Данным постановлением диспетчерской службе и перевозчикам, осуществляющим пассажирские перевозки на автобусных маршрутах города, в срок до 01.03.05 предписано заключить договоры на диспетчерское обслуживание (пункт 2). Постановление опубликовано в газете "Вечерний Ставрополь". Во исполнение данного постановления диспетчерская служба в адрес заявителей направила проекты договоров на диспетчерское обслуживание пассажирских перевозок на автобусных маршрутах г. Ставрополя, в пункте 2.2.9 которых предусмотрена обязанность заявителей (перевозчиков) ежемесячно перед получением контрольной карты производить оплату за диспетчерское обслуживание пассажирских перевозок в размере 1 тыс. рублей.
Полагая, что постановление N 588 незаконно, нарушает их права и законные интересы в области предпринимательской деятельности, предприниматели обратились в суд с заявленными требованиями. Спор возник в связи с оспариванием нормативного правового акта органа местного самоуправления об установлении правил проведения открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок на автобусных маршрутах г. Ставрополя.
В связи с этим дело подлежит рассмотрению по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 17, частью 1 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в первой инстанции арбитражного суда коллегиальным составом судей.
Как видно из материалов дела, заявление предпринимателей об оспаривании нормативного акта (постановления главы г. Ставрополя от 22.02.05 N 588 "О внесении изменений в приложение 3 к постановлению главы г. Ставрополя от 12.05.04 N 2028 "О проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок на автобусных маршрутах г. Ставрополя"") суд первой инстанцией рассмотрел в единоличном составе.
В силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела арбитражным судом в незаконном составе является основанием для отмены решения в любом случае. С учетом изложенного, обжалуемое решение подлежит отмене с передачей дела на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить допущенные нарушения норм процессуального права и рассмотреть заявление предпринимателей. Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.08.05 по делу N А63-7522/05-С4 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 мая 2006 г. N Ф08-1961/06 "Решение суда, принятое по спору о признании недействующим нормативного правового акта отменено, так как дело рассмотрено в незаконном составе судей"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело