МУП "Черкесское городское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики, Правительству Карачаево-Черкесской Республики, Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики, Управлению социальной защиты населения г. Черкесска, Финансовому управлению администрации г. Черкесска о взыскании 7 960 600 рублей выпадающих доходов, в связи с предоставлением льгот по оплате проезда по городским и пригородным маршрутам отдельным категориям граждан.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено Министерство транспорта и дорожного хозяйства Карачаево-Черкесской Республики. До принятия решения истец увеличил размер исковых требований до 11 379 800 рублей. Решением от 08.11.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.03.06, исковые требования удовлетворены частично. С Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики за счет казны Карачаево-Черкесской Республики в пользу предприятия взыскано 5 152 700 рублей выпадающих доходов по Федеральному закону "О ветеранах", с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу предприятия взыскано 95 500 рублей выпадающих доходов по Закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с Финансового управления администрации г. Черкесска в пользу предприятия взыскано 1 283 тыс. рублей выпадающих доходов по Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий". Производство по делу в части взыскания 1 067 900 рублей прекращено, в остальной части в удовлетворении требований отказано. В иске к другим ответчикам отказано.
Судебные акты мотивированы наличием у Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования обязанности по возмещению предприятию выпадающих доходов, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате проезда на городском и пригородном автомобильном транспорте отдельным категориям граждан. Размер взысканной задолженности подтвержден актом документальной ревизии и актами сверки расчетов.
Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики в кассационной жалобе просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в части взыскания с Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики 5 152 700 рублей, ссылаясь на их незаконность. Заявитель жалобы полагает, что расчет выпадающих доходов предприятие произвело в нарушение Порядка определения количества фактически перевезенных граждан, пользующихся льготами по оплате проезда на автомобильном транспорте городских, пригородных и междугородных маршрутов Карачаево-Черкесской Республики (постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 27.09.01 N 166) и Временных правил определения фактических объемов перевозок граждан, пользующихся льготами на проезд в автомобильном транспорте в Карачаево-Черкесской Республике, утвержденных вышеназванным постановлением . Представленные в обоснование исковых требований акты обследования пассажиропотока за 2002 и 2004 годы не могут быть надлежащими доказательствами, положенным в основу расчета фактически понесенных предприятием расходов, поскольку обследование проводилось без участия представителей Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики, Управления федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике, Департамента транспорта Карачаево-Черкесской Республики.
Финансовое управление администрации г. Черкесска в кассационной жалобе просит обжалуемые судебные акты отменить в части взыскания с него 1 283 тыс. рублей, в иске в этой части отказать. Заявитель жалобы полагает, что муниципальное образование не может нести расходы по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", поскольку в силу статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и названного закона это является расходным обязательством Российской Федерации. Кроме того, все денежные средства, полученные от субъекта Российской Федерации на реализацию указанного закона, направлены предприятию для возмещения его расходов.
В судебном заседании представители Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики и Финансового управления администрации г. Черкесска поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах. Представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Карачаево-Черкесской Республики в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики. Представители предприятия в судебном заседании возражали против удовлетворения жалоб, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов. Управление федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике в отзыве на кассационную жалобу оспаривает законность обжалованных судебных актов в части взыскания с казны Российской Федерации 95 500 рублей выпадающих доходов, просит судебные акты в этой части отменить.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и возражений на них, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационные жалобы подлежат удовлетворению, судебные акты - отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, требования предприятия заявлены в связи с неполной компенсацией из бюджета расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате проезда на городском и пригородном транспорте отдельным категориям граждан. В соответствии с частью 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которое оно ссылается в обоснование своих требований либо возражений. Согласно статьям 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами. Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 27.09.01 N 166 "О порядке определения количества фактически перевезенных граждан, пользующихся льготами по оплате проезда на автомобильном транспорте городских, пригородных и междугородних маршрутов Карачаево-Черкесской Республики" утверждены Временные правила определения фактических объемов перевозок граждан, пользующихся льготами на проезд в автомобильном транспорте в Карачаево-Черкесской Республике". Указанным нормативным правовым актом установлено, что объем расходов, связанных с реализацией льгот на социально значимых перевозках, определяется расчетным путем на основании регулярно проводимого компетентной комиссией натурного обследования пассажиропотоков с определением фактического удельного веса льготных категорий пассажиров в общем количестве перевозимых пассажиров.
В подпункте 3 пункта 2 указанного постановления предусмотрено, что перевозчики ежеквартально представляют в Департамент транспорта Карачаево-Черкесской Республики результаты натурного обследования пассажиропотоков, проводимого комиссией в составе представителей перевозчика, районных государственных администраций, органов местного самоуправления, Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики, Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике, Департамента транспорта Карачаево-Черкесской Республике по установленной форме.
Вместе с тем, представленные истцом в обоснование фактического количества перевезенных льготников результаты обследования пассажиропотока, не отвечают требованиям вышеназванного постановления, поэтому они не могут быть приняты в качестве надлежащих доказательств фактически понесенных предприятием расходов.
Акт сверки расчетов, не подтвержденный первичными документами бухгалтерского учета, не может служить достаточным доказательством, подтверждающим объем фактически оказанных льготникам услуг и размер выпадающих доходов предприятия. Кроме того, ответчики оспаривают сведения, указанные в акте сверки расчетов, подписанном Министром финансов Карачаево-Черкесской Республики. Правовое регулирование компенсационных выплат оказывающим услуги лицам позволяет отнести правоотношения, возникшие между последним и производящим выплаты уполномоченными государственными органами, к публичным. Поэтому при рассмотрении данных дел подлежит проверке размер фактических затрат предприятия, независимо от доводов заявителя жалобы, оспаривающего судебные акты в целом со ссылкой на нарушения норм материального права и не заявляющего контраргументов по расчету задолженности.
В материалах дела отсутствуют первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие фактические затраты предприятия по перевозке льготной категории граждан. Документы, подтверждающие факт оказания услуги по перевозке, количество льготников по каждому федеральному закону, утвержденные тарифы на перевозку, право граждан на льготу, в материалы дела не представлены.
В соответствии со статьей 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в исковом заявлении должен быть указан расчет взыскиваемой суммы. В нарушение указанной нормы закона расчет цены иска с расшифровкой выпадающих доходов отдельно по каждой категории граждан, имеющим льготы, с указанием периода возникновения задолженности, и количества лиц, которым оказаны услуги по перевозке, к исковому заявлению не приложен.
Таким образом, истец в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил надлежащих доказательств, подтверждающих размер фактических расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан по оплате проезда. При таких обстоятельствах, у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований. Обжалуемые судебные акты, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, в части удовлетворения требований предприятия, подлежат отмене, исковые требования в этой части - отклонению.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по иску, апелляционным и кассационным жалобам относится на истца. Учитывая имущественное положение предприятия, суд кассационной инстанции считает возможным уменьшить размер государственной пошлины по иску до 1 тыс. рублей. По апелляционной жалобе с предприятия подлежит взысканию в доход федерального 1 тыс. рублей государственной пошлины, по кассационным жалобам в доход федерального бюджета подлежит взысканию 2 тыс. рублей государственной пошлины. В пользу Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики с предприятия подлежит взысканию 1 тыс. рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 08.11.05 и постановление апелляционной инстанции от 23.03.06 Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики по делу N А25-2244/04-7 в части удовлетворения требований МУП "Черкесское городское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" отменить. В иске в отмененной части отказать.
В остальной части решение от 08.11.05 и постановление апелляционной инстанции от 23.03.06 Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики по делу N А25-2244/04-7 оставить без изменения.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия "Черкесское городское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" в доход федерального бюджета 4 тыс. рублей государственной пошлины по иску, апелляционной и кассационным жалобам. Взыскать с Муниципального унитарного предприятия "Черкесское городское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" в пользу Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики 1 тыс. рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Прекратить взыскание в отмененной части судебных актов.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 мая 2006 г. N Ф08-1970/06 "Судебные акты об удовлетворении требований перевозчика о возмещении выпадающих доходов за счет бюджета РФ, субъекта РФ и муниципального образования отменены, в иске отказано, поскольку факт перевозки, объем и размер фактически понесенных расходов истец не доказал"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело