В рамках дела о банкротстве ОАО "АТУ "Каббалкстройтранс"" (далее - акционерное общество) Федеральная налоговая служба России в лице заместителя руководителя инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики (далее - налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника (далее - реестр) задолженности по обязательным платежам в размере 4 623 508 рублей 91 копейки, пеням - 6 867 752 рублей 23 копеек, штрафам - 474 222 рублей 97 копеек.
В обоснование заявления указано, что с 01.01.97 по 17.12.04 задолженность общества составила по обязательным платежам 6 186 624 рубля 41 копейка, пеням 6 867 752 рубля 23 копейки, штрафам 474 222 рубля 97 копеек. По заявленному в период наблюдения требованию суд вынес определение от 30.06.05 о включении в реестр требования налогового на сумму задолженности по обязательным платежам в размере 1 563 115 рублей 50 копеек. Размер требований по этому заявлению определен без учета ранее включенной в реестр суммы задолженности по обязательным платежам (6 186 624 рубля 41 копейка - 1 563 115 рублей 50 копеек).
Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики по результатам рассмотрения заявления вынес определение от 07.10.05 о включении в третью очередь реестра требования налогового органа на сумму задолженности по обязательным платежам в размере 4 623 508 рублей 91 копейки, пеням - 6 867 752 рублей 23 копеек, штрафам - 474 222 рублей 97 копеек, всего - 11 965 484 рублей 11 копеек. Определение мотивировано тем, что размер задолженности подтвержден представленными доказательствами, конкурсный управляющий не имеет возражений относительно заявленных требований (л. д. 124).
Представитель участников должника в кассационной жалобе просит определение отменить, во включении требований в реестр отказать. Заявитель указывает, что суд не известил его о рассмотрении заявления. Ранее налоговый орган обращался в суд с заявлением о включении в реестр 14 516 947 рублей 11 копеек. По этому заявлению суд вынес определение от 30.06.05 о включении в реестр суммы задолженности по обязательным платежам в размере 1 563 115 рублей 50 копеек. Данным определением во включении в реестр задолженности по обязательным платежам в размере 5 611 475 рублей 56 копеек, пеням - 6 749 716 рублей 39 копеек, штрафам - 592 639 рублей 66 копеек отказано в связи с необоснованностью. В нарушение статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии вступившего в законную силу определения суд рассмотрел заявление по тому же предмету и тем же основаниям и принял судебный акт противоположный ранее вынесенному.
Конкурсный управляющий общества и налоговый орган в отзывах просят оставить определение без изменения и указывают, что заявитель не подтвердил свои полномочия на подачу кассационной жалобы, обоснованность требований подтверждена доказательствами, в том числе данными бухгалтерского отчетности и баланса должника. Довод о том, что требования заявлены повторно, является несостоятельным. Заявление налогового органа, рассмотренное в период наблюдения, не содержало ссылок на периоды возникновения задолженности. Общество признано банкротом решением от 16.08.05. Требования заявлены до закрытия реестра.
В судебном заседании объявлен перерыв до 14 часов 03.05.06.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что определение надлежит отменить, требования налогового органа передать на новое рассмотрение в тот же суд.
Из материалов дела следует, что на основании заявления кредитора - ОАО "Каббалгаз" по окончании наблюдения, введенного определением от 01.02.05, суд решением от 16.08.05 признал общество банкротом. Налоговый орган обратился в суд с заявлением об установлении требований 04.10.05, т. е в период конкурсного производства. В соответствии со статьей 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закона о банкротстве) установление размера требований кредиторов в ходе конкурсного производства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона.
Статья 100 Закона о банкротстве предусматривает, что кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов.
Суд первой инстанции при рассмотрении на основании названных норм заявления налогового органа допустил нарушения норм процессуального права, в том числе являющихся безусловными основаниями к отмене судебного акта. В материалах дела отсутствуют определение о принятии заявления к производству, протокол судебного заседания, доказательства извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Статья 100 Закона о банкротстве регламентирует порядок подачи и рассмотрения заявлений об установлении требований, но не определяет порядок принятия судом заявлений об установлении требований. Раздел IV Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяющий особенности производства по отдельным категориям дел, в частности, особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве), также не содержит норм, устанавливающих порядок принятия указанных заявлений. Общие нормы по обозначенным вопросам содержатся в разделе II Кодекса, регламентирующем исковое производство в арбитражном суде первой инстанции.
Статья 127 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что о принятии искового заявления арбитражный суд выносит определение, которым возбуждается производство по делу. Копии определения о принятии искового заявления к производству арбитражного суда направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня после дня его вынесения.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 41 постановления Пленума от 15.12.04 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"" разъяснил, что применительно к статье 127 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд должен направить копию определения о принятии к рассмотрению требования кредитора к должнику не только заявителю, но и внешнему (конкурсному) управляющему, а также представителю учредителей (участников) должника или представителю собственника имущества должника - унитарного предприятия.
В силу статьи 123 Кодекса лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.
В соответствии со статьей 35 Закона о банкротстве представитель учредителей (участников) должника является лицом, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве. Пункт 3 статьи 126 Закона о банкротстве предусматривает, что представители собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также учредителей (участников) должника в ходе конкурсного производства обладают правами лиц, участвующих в деле о банкротстве.
В материалах дела нет сведений о направлении и получении представителем участника должника копии определения о рассмотрении требования акционерного общества. Согласно пункту 1 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ходе каждого судебного заседания арбитражного суда первой инстанции ведется протокол. В силу пункта 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения, постановления арбитражного суда в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и отсутствие в деле протокола судебного заседания.
При новом рассмотрении требований суду следует устранить допущенные нарушения норм процессуального права, заявление рассмотреть с учетом доводов участвующих в деле лиц и норм права, регламентирующих спорные вопросы, в частности, статей Налогового кодекса Российской Федерации, определяющих порядок и сроки взыскания заявленных к включению в реестр платежей, Закона о банкротстве, устанавливающих перечень подлежащих включению в реестр платежей и очередность их погашения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.10.05 по делу N А20-12289/2004 отменить, требования Федеральной налоговой службы России передать на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 мая 2006 г. N Ф08-1604/06 "Суд первой инстанции при рассмотрении заявления об установлении требования допустил нарушения норм процессуального права, в том числе являющихся безусловными основаниями к отмене судебного акта. В материалах дела отсутствуют определение о принятии заявления к производству, протокол судебного заседания, доказательства извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело