ООО "Феникс-Сервис" обратилось с заявлением о признании недействительным постановления главы администрации г. Новороссийска от 30.07.03 N 729 "О сносе самовольно возведенного кафе ООО "Феникс-Сервис" и освобождении самовольно занятого земельного участка в урочище Широкая балка" (с изменениями, внесенными постановлением главы администрации г. Новороссийска от 15.12.03 N 1323).
Решением суда от 10.03.05 иск удовлетворен. Судебный акт мотивирован тем, что спорный павильон не является недвижимостью, поэтому к нему не применяется порядок, установленный для сноса самовольных построек и для его возведения не требуются разрешительные документы. Договоры аренды от 02.08.99 с администрацией г. Новороссийска и пользования участком лесного фонда от 04.09.2000 с Новороссийским лесхозом в силу статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации продлены на неопределенный срок. Кроме того, спорный объект находится на землях, находящихся в федеральной собственности, поэтому администрация не имеет полномочий на принятие решений о его сносе. Положение о сносе самовольных построек (утверждено решением Городской Думы от 05.07.02 N 252), примененное администрацией, не опубликовано в установленном порядке.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.08.05 решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение. Суд указал на то, что размещение временных сооружений должно производиться с учетом публичных интересов и с разрешения уполномоченных органов. Временный договор аренды земельного участка от 02.08.99, договор пользования участком лесного фонда от 05.09.2000 признаны недействительными в связи с нарушением компетенции арендодателя. Суд кассационной инстанции также исходил из того, что решение о сносе самовольной постройки может быть принято не только в судебном, но и в административном порядке. В границах муниципального образования, независимо от целевого назначения земель, контроль за строительством движимых и недвижимых объектов и соблюдением порядка размещения данных объектов осуществляет соответствующая администрация.
Суду указано на необходимость при новом рассмотрении дела выяснить, находится ли территория урочища Широкая Балка в границах муниципального образования город Новороссийск; установить, не нарушаются ли размещением данного строения публичные интересы с учетом того, что спорное строение возведено на территории пляжа, на расстоянии 30 - 40 метров от уреза моря; привлечь к участию в деле в качестве третьего лица Новороссийский лесхоз.
Решением от 16.11.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.01.06, в удовлетворении иска отказано, на том основании, что урочище Широкая Балка входит в границы муниципального образования город Новороссийск. В соответствии с оспариваемым постановлением обеспечена сохранность имущества общества путем вывоза на штрафную площадку муниципального унитарного предприятия.
В кассационной жалобе ООО "Феникс-Сервис" просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и удовлетворить иск. Жалоба обоснована следующим:
- спорный объект расположен на земельном участке, являющемся федеральной собственностью, следовательно, включение урочища Широкая Балка в границы г. Новороссийска не предоставляет право администрации г. Новороссийска управлять и распоряжаться землей;
- федеральный орган управления лесным хозяйством и его территориальные органы является органом, уполномоченным для борьбы с нарушителями лесного законодательства;
- спорный объект не является самовольной постройкой применительно к статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку не является недвижимостью;
- при возведении объекта соответствующее согласование произведено с администрацией г. Новороссийска и лесхозом; земельный участок, на котором расположено строение, не является самовольно занятым;
- решение о сносе самовольной постройки может быть принято только в судебном порядке.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, общество и администрация (арендодатель) заключили временный договор аренды земельного участка от 02.08.99 N 24. По условиям договора арендатору предоставляется земельный участок общей площадью 108 кв. м, расположенный в Приморском административном округе г. Новороссийска, урочище Широкая Балка для эксплуатации торгового павильона и площадки летнего кафе. Пунктом 8.2 договора установлено, что он действует до заключения основного договора на земельный участок, но не более одного года со дня регистрации в Горкомземе. На основании пункта 9.1 действие договора прекращается при вступлении в силу основного договора или истечении одного года со дня его регистрации в Горкомземе.
Наряду с договором N 24 общество заключило с лесхозом договор пользования участком лесного фонда от 04.09.2000. По условиям договора ООО "ФениксСервис" приняло в краткосрочное пользование участок лесного фонда площадью 0,0108 га до 31.12.2000 для организации питания неорганизованных туристов под шашлычную в квадрате 96 Новороссийского лесничества.
30 июля 2003 года глава администрации г. Новороссийска принял постановление N 729 "О сносе самовольно возведенного кафе ООО "Феникс-Сервис" и освобождении самовольно занятого земельного участка в урочище Широкая балка" (с изменениями, внесенными постановлением Глава администрации г. Новороссийска от 15.12.03 N 1323). Указанным актом кафе общества, расположенное в урочище Широкая балка, признано объектом, самовольно размещенным и подлежащим сносу.
При новом рассмотрении дела судебные инстанции установили следующее. В соответствии с уставом г. Новороссийска город как объект административнотерриториального устройства включает с. Широкая Балка. Городское самоуправление осуществляется в границах г. Новороссийска. Город Новороссийск имеет в своем составе внутригородской округ: Мысхакский сельский округ (с. Мысхако, с. Федоровка, с. Широкая Балка). В материалы дела представлено письмо главного архитектора г. Новороссийска от 13.10.05 с приложением генерального плана города, в котором указано, что урочище Широкая Балка входит в границы муниципального образования г. Новороссийск и имеет статус городской зоны отдыха. В соответствии со статьей 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного поселения относятся: организация благоустройства территории поселения, утверждение генеральных планов поселения, создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация благоустройства мест массового отдыха населения. Согласно статье 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений. С учетом изложенного отклоняется довод заявителя жалобы о том, что включение земель урочища Широкая Балка, являющихся лесами первой группы, в границы муниципального образования не предоставляет право администрации г. Новороссийска осуществлять контроль за планировкой и застройкой территорий (включая возведение временных сооружений) в границах поселения.
Одним из принципов земельного законодательства является целевое использование земельных участков. Поэтому размещение как капитальных, так и временных сооружений в границах городских поселений должно производиться по согласованию с органами местного самоуправления.
Судами правомерно установлено, что спорный торговый павильон является движимым имуществом и установлен на неотведенном в установленном порядке земельном участке.
Вместе с тем кассационная инстанция полагает, что при осуществлении сноса самовольно возведенных строений затрагиваются интересы субъектов частного и публичного права. При этом орган местного самоуправления вправе принять решение, в котором он может изложить собственную оценку возведенного объекта в качестве самовольной постройки и предложить лицу, виновному в строительстве или изменении архитектурного облика объекта, осуществить за свой счет снос самовольно возведенного объекта. Однако решение о сносе самовольно размещенного объекта, подлежащее принудительному исполнению, может быть вынесено только судом. Это следует из статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой защита гражданских прав в административном порядке допускается только в случаях, предусмотренных законом. Закон не относит к компетенции администрации города решение вопросов о сносе строений.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 16.11.05 и постановление апелляционной инстанции от 23.01.06 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-36940/2004-53/1200-2005-25/20 отменить. Признать недействительным постановление главы администрации г. Новороссийска от 30.07.2003 N 729 "О сносе самовольно возведенного кафе ООО "Феникс-Сервис" и освобождении самовольно занятого земельного участка в урочище Широкая балка".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 апреля 2006 г. N Ф08-1260/06 "Решение о сносе самовольно размещенного объекта, подлежащее принудительному исполнению, может быть вынесено только судом. Защита гражданских прав в административном порядке допускается только в случаях, предусмотренных законом, а законодательство не относит к компетенции администрации города решение вопросов о сносе строений"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело