Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 17 апреля 2006 г. N Ф08-1486/06-609А
"Суд апелляционной инстанции сделал правомерный вывод
о том, что заявитель необоснованно осуществлял расчет таможенных
платежей, исходя из объема лесоматериалов без учета коры. Вместе
с тем суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований
для привлечения общества к административной ответственности
в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
так как причиной расхождения между фактическим объемом
лесоматериалов и заявленным послужило использование декларантом
и таможенным органом разных методов измерения, что не позволяет
получить достоверные данные о действительном количестве товара"
(извлечение)
ЗАО "Ростэк-Новороссийск" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Новороссийской таможни от 23.08.05 по делам N 10317000-414/2005, 10317000-427/2005 - 10317000-432/2005 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 20 декабря 2005 года суд признал незаконными и отменил оспариваемые постановления Новороссийской таможни. Решение мотивировано тем, что при определении объема лесоматериалов без учета коры заявитель руководствовался методикой, соответствующей действующим ГОСТам, ОСТам и ТУ в сфере лесного хозяйства и принял необходимые меры для надлежащего декларирования вывозимого лесоматериала.
Постановлением апелляционной инстанции от 28 февраля 2006 года решение от 20 декабря 2005 года отменено, в удовлетворении заявления отказано. Судебный акт мотивирован тем, что примененная таможней методика определения объема лесоматериалов является достоверной и свидетельствует о занижении физического показателя товара при декларировании, повлекшем занижение таможенных платежей. В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции от 28 февраля 2006 года, оставить в силе решение от 20 декабря 2005 года. Заявитель считает, что в силу требований ГОСТов 9462-88, 2292-88 у деловых сортиментов лесоматериалов диаметры измеряются без учета коры, у дров - с корой. В соответствии с ТН ВЭД России кора не является самостоятельным товаром, поэтому ее объем не должен учитываться при расчете таможенных платежей. Таможенные органы неправомерно применяют при геометрическом методе измерений коэффициенты, предусмотренные РД 13-2-3-97 , применительно к поштучным методам измерения лесоматериалов. Нарушение целостности методики измерения лишает результаты, полученные таможенными органами расчетным путем, достоверности и, как следствие, доказательной силы.
Новороссийская таможня не представила отзыв на кассационную жалобу. В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в жалобе. Изучив материалы дела, заслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене по следующим основаниям. Из материалов дела видно, что на основании договора от 03.01.04 N 0044/00-04-016 с ООО "Ирэма" общество в качестве таможенного брокера в период с 6 октября 2004 года по 3 мая 2005 года подало в таможню грузовые таможенные декларации (далее - ГТД N 10317020/161204/0000723, 10317020/061004/0000585, 10317020/310305/0000158, 10317020/310305/0000159, 10317020/030505/0000230, 10317020/310105/0000034, 10317020/140305/000018, согласно которым в таможенном режиме экспорта заявлен товар - лесоматериал лиственных пород (бук) необработанный, естественной влажности, соответствующий требованиям ГОСТ 9462-88, 1 - 2 сорта". Объем лесоматериалов (3 508,442 куб. м) заявлен в декларациях согласно данным сертификатов количества, составленным в соответствии с руководящим документом РД 13-2-3-97 "Лесоматериалы круглые, поставляемые на экспорт. Методы измерения размеров и объема. Контроль качества. Приемка", разработанным Департаментом лесного комплекса Министерства экономики Российской Федерации (далее - РД 13-2-3-97 ), из пункта 3.1 которого следует, что измерение диаметра бревен может производиться как с корой, так и без коры. Товар был выпущен Новороссийской таможней и поставлен в адрес турецкой фирмы.
В августе 2005 года в ходе таможенной ревизии по документам, полученным из архива таможня пришла к выводу, что общество занизило объем экспортируемой древесины, не указав объем коры. Таможенный орган установил объем древесины с учетом коры - 3 667,805 куб. м., применив РД 13-2-3-97 . Заявление недостоверных сведений об объеме товара привело к занижению таможенных платежей.
По итогам административного расследования таможенный орган составил в отношении заявителя протоколы от 05.08.05 N 10317000-414/2005, от 09.08.05 N 10317000-427/2005 - 10317000-429/2005, 10317000-431/2005, 10317000-432/2005, 10.08.05 N 10317000-430/2005 об административных правонарушениях по пункту 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлениями от 23.08.05 по делам N 10317000-414/2005, 10317000-427/2005 - 10317000-432/2005 Новороссийская таможня привлекла заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обществу вменено заявление в ГТД недостоверных сведений о количестве товара, влияющих на взимание таможенных платежей.
Суд апелляционной инстанции сделал правомерный вывод о том, что заявитель необоснованно осуществлял расчет таможенных платежей, исходя из объема лесоматериалов без учета коры. Вместе с тем суд первой инстанции не усмотрел оснований для привлечения общества к административной ответственности в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Суд кассационной инстанции считает этот вывод соответствующим фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права.
Из материалов дела следует, что таможня осуществляла проверку объема экспортированного товара с применением поправочных коэффициентов, установленных руководящим документом РД 13-2-3-97 "Лесоматериалы круглые, поставляемые на экспорт. Методы измерения размеров и объема. Контроль качества. Приемка.", который разработан Департаментом лесного комплекса Министерства экономики Российской Федерации (далее - РД 13-2-3-97).
Закон Российской Федерации от 27.04.93 N 4871-1 "Об обеспечении единства технических измерений" (далее - Закон N 4871-1) устанавливает правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации, регулирует отношения государственных органов управления Российской Федерации с юридическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений (преамбула Закона). В соответствии со статьей 13 Закона N 4871-1 государственный метрологический контроль и надзор распространяются на таможенные операции.
Согласно статье 9 Закона N 4871-1 измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками. Порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений определяется Госстандартом России. Госстандартом России 01.07.97 введен ГОСТ 8.563-96, предусматривающий порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений, под которыми понимается совокупность операций и правил, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с известной погрешностью. РД 13-2-3-97 не аттестован метрологической службой в порядке, предусмотренном ГОСТом 8.563-96.
При осуществлении мероприятий таможенного контроля таможенные органы в соответствии с требованиями Закона N 4871-1 должны руководствоваться аттестованными в установленном порядке методиками выполнения измерений. Следовательно, они не вправе корректировать объем вывезенных лесоматериалов с использованием коэффициентов, предусмотренных РД 13-2-3-97. Использование предусмотренных в РД 13-2-3-97 коэффициентов лишает расчет таможенного органа доказательственной силы, поскольку данные, используемые при расчете, содержатся не в правовых нормах, а в методике выполнения измерений, не аттестованной в качестве таковой метрологической службой Госстандарта.
Согласно материалам дела причиной расхождения между фактическим объемом лесоматериалов и заявленным послужило использование декларантом и таможенным органом разных методов измерения, что не позволяет получить достоверные данные о действительном количестве товара.
При таких обстоятельствах таможенный орган не доказал факта указания заявителем в таможенной декларации недостоверного количества товара. Следовательно, обжалуемое постановление апелляционной инстанции подлежит отмене. Поскольку суд первой инстанции установил все обстоятельства по делу правильно применил нормы права, суд кассационной инстанции считает необходимым оставить в силе решение суда.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 28 февраля 2006 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-35633/2005-57/850-60/АЖ отменить. Решение от 20 декабря 2005 года оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 апреля 2006 г. N Ф08-1486/06-609А "Суд апелляционной инстанции сделал правомерный вывод о том, что заявитель необоснованно осуществлял расчет таможенных платежей, исходя из объема лесоматериалов без учета коры. Вместе с тем суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для привлечения общества к административной ответственности в связи с отсутствием состава административного правонарушения, так как причиной расхождения между фактическим объемом лесоматериалов и заявленным послужило использование декларантом и таможенным органом разных методов измерения, что не позволяет получить достоверные данные о действительном количестве товара"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело