Федеральное государственное унитарное предприятие "Республиканский учебно-тренировочный комплекс", г. Сочи, (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сочи (далее - налоговая инспекция) от 30.03.05 N 15-12/9910,9939 в части доначисления 224 592 рублей единого социального налога за 6 и 9 месяцев 2004 года (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 13 сентября 2005 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17 ноября 2005 года, решение налоговой инспекции от 30.03.05 N 15-12/9910,9939 в оспариваемой части признано недействительным. Судебные акты мотивированы тем, что статья 243 Налогового кодекса Российской Федерации о порядке исчисления авансового взноса по единому социальному налогу с учетом авансовых платежей по обязательному пенсионному страхованию содержит противоречия и неясности, в силу которых налогоплательщик лишается права применить вычет в текущем отчетном периоде по взносам на обязательное пенсионное страхование, уплаченным в последующие периоды.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой на решение и постановление апелляционной инстанции, в которой просит судебные акты отменить. Заинтересованное лицо считает, что в соответствии с пунктом 4 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов налоговая инспекция начисляет положительную разницу между начисленными и фактически уплаченными суммами страховых взносов за соответствующий период. Налоговый орган правомерно доначислил авансовые платежи по единому социальному налогу в части уплаты в федеральный бюджет 102 191 рубля за 6 месяцев и 122 401 рубля за 9 месяцев 2004 г. налоговая инспекция 11.07.05 самостоятельно сняла начисленные суммы единого социального налога после обращения предприятия с заявлением от 05.07.05 N 149 об отсутствии у него задолженности по налогам.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене в части по следующим основаниям. Налоговая инспекция по результатам камеральной проверки уточненных расчетов предприятия по авансовым платежам по единому социальному налогу за 6 и 9 месяцев 2004 г. приняла решение от 30.03.05 N 15-12/9910,9939 о начислении 224 592 рублей единого социального налога, в том числе 102 191 рубля налога за II квартал 2004 г. и 122 401 рубля налога за III квартал 2004 г.
Основанием для доначисления налога послужил факт наличия у предприятия недоимки по кодам бюджетной классификации 18210202010061000160 и 18210202020061000160, предназначенным для перечисления в Пенсионный фонд страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование, которая является налоговым вычетом. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога, подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период (абзац 2 пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором произошло такое занижение (абзац 9 пункта 11 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации).
Абзацем 2 пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок расчета суммы единого социального налога для добросовестных налогоплательщиков, уплативших страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Проверкой установлено, что предприятие в уточненных расчетах по единому социальному налогу указало в качестве налоговых вычетов 102 191 рубль страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленных за II квартал 2004 г., и 122 401 рубль страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленных за III квартал 2004 г., однако на конец соответствующих отчетных периодов названные суммы фактически не уплатило в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Платежными поручениями от 15.02.05 N 22, 18.02.05 N 29, 16.03.05 N 58, 18.03.05 N 63, 28.04.05 N 117, 17.05.05 N 15 предприятие уплатило 263 860 рублей "единого социального налога (взноса), зачисляемого в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховую часть пенсии" на код бюджетной классификации 18210202010061000160, предназначенный именно для перечисления в Пенсионный фонд страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Суд оценил данные обстоятельства и признал установленным факт уплаты 224 592 рубля страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за апрель - сентябрь 2004 г.
Вместе с тем из платежных документов от 15.02.05 N 22, 18.02.05 N 29, 16.03.05 N 58, 18.03.05 N 63 видно, что предприятие уплатило за июнь - август 2004 г. только 73860 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии. По платежным поручениям от 28.04.05 N 117 и 16.05.05 N 15 произведены платежи за I квартал 2005 г., поэтому они не могут быть зачтены в счет задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004 г. Доказательства уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии по коду бюджетной классификации 18210202020061000160 в материалы дела не представлены.
Таким образом, на момент вынесения оспариваемого решения налоговой инспекции предприятие погасило лишь часть задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 73 860 рублей за II, III кварталы 2004 г., поэтому сумма примененного налогового вычета превысила сумму фактически уплаченных страховых взносов на 150 732 рубля, что повлекло за собой занижение единого социального налога. Таким образом, налоговая инспекция обоснованно доначислила заявителю оспариваемым решением 150 732 рубля недоимки по единому социальному налогу за 6 и 9 месяцев 2004 г.
Следовательно, при рассмотрении спора судебные инстанции допустили ошибку в применении закона, не приняли во внимание существенные для дела обстоятельства уплаты страховых взносов в 2005 г. При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты о признании недействительным решения налоговой инспекции в части доначисления к уплате 150 732 рублей недоимки по единому социальному налогу за II, III кварталы 2004 г., подлежат отмене как принятые без учета требований норм материального права и обстоятельств дела. В удовлетворении заявления в соответствующей части следует отказать.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 13 сентября 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 17 ноября 2005 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-14481/2005-33/477 отменить в части признания недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сочи от 30.03.05 N 15-12/9910,9939 в части доначисления 150 732 рублей единого социального налога за II, III кварталы 2004 г. В отмененной части в удовлетворении заявленных требований - отказать.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 марта 2006 г. N Ф08-598/06-265А "Абзацем 2 пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса РФ установлен порядок расчета суммы единого социального налога для добросовестных налогоплательщиков, уплативших страховые взносы на обязательное пенсионное страхование"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело