Геленджикская городская организация Краснодарской краевой организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Геленджику (далее - инспекция) от 13.05.05 N 3377 о взыскании единого социального налога (далее - ЕСН) в сумме 23573 рублей за 2004 год и 1093 рублей 79 копеек пени за его неуплату.
Решением суда от 02.12.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.03.06, требования общества удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что обществом обоснованно применен в проверяемом периоде налоговый вычет в размере исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; при этом правомерность вычета не зависит от фактической уплаты в бюджет сумм страховых взносов. Следовательно, оснований для доначисления обществу ЕСН в размере неуплаченных страховых взносов, а также пени, у инспекции не имелось.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась инспекция с кассационной жалобой, в которой просит решение от 02.12.05 и постановление апелляционной инстанции от 03.03.06 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указано на то, что инспекция правомерно начислила обществу 23573 рублей не полностью уплаченного единого социального налога и 1093 рублей 79 копеек пени за просрочку его уплаты, поскольку общество не уплатило в установленный срок 23 573 рубля начисленных за 2004 год страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в отношении которых заявило налоговый вычет по единому социальному налогу. В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Инспекция направила ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя. Представитель общества возражал в судебном заседании против удовлетворения жалобы по указанным в отзыве мотивам. Изучив материалы дела, заслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку общества на основании представленной налоговой декларации по единому социальному налогу за 2004 г. В ходе проверки установлено занижение налога на сумму 23573 рубля. По результатам проверки вынесено решение от 13.05.05 N 3377, которым обществу на основании пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации доначислен единый социальный налог в сумме 23573 рублей неуплаченных в пенсионный фонд страховых взносов, а также 1093 рублей 79 копеек пени. Основанием для принятия решения послужил тот факт, что сумма примененного налогового вычета за 2004 год превысила сумму фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за тот же период, что повлекло за собой занижение налога на 23573 рублей.
Признавая обоснованными требования общества о признании недействительным указанного решения, судебные инстанции исходили из того, что согласно пункту 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики вправе уменьшить сумму налога на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.01 N 1167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом обоснованность вычета не связана с фактической уплатой страховых взносов. Судом апелляционной инстанции также указано, что начисление инспекцией ЕСН в сумме неуплаченных страховых взносов не влечет за собой прекращение обязанности общества по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, что приводит к двойному взысканию одной и той же суммы - суммы налога и страховых взносов.
Однако суд не учел следующее. Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
В то же время в пункте 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором произошло такое занижение.
Таким образом, в силу прямого указания закона (пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации) неуплата начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на которую уменьшена сумма налога, приводит к возникновению задолженности по уплате единого социального налога. Неуплаченная сумма страховых взносов признается недоимкой по единому социальному налогу, которая подлежит уплате с 15 числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором произошло такое занижение.
Учитывая, что общество начисленные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в 2004 г. уплатило неполностью, а налоговые вычеты применило в соответствии с пунктом 2 статьи 243 Кодекса на сумму начисленных страховых взносов, инспекция правомерно на основании пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации признала сумму неуплаченных страховых взносов занижением единого социального налога и приняла решение о доначислении ее к уплате.
Законность решения налоговой инспекции подтверждается Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 08.11.05 N 457-О, в котором указано на то, что отражение в налоговой декларации налогового вычета при фактической неуплате или неполной уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отчетном (налоговом) периоде означает ненадлежащее исполнение им обязанностей по уплате как единого социального налога, так и названных страховых взносов, поскольку ни бюджет, ни Пенсионный фонд Российской Федерации не получили причитающиеся им суммы соответствующих платежей. Иное истолкование взаимосвязанных обязанностей по уплате единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - исходя из публично-правовой природы налога и социально-правовой природы страховых взносов - означало бы нарушение баланса государственных и частных интересов, принципа равного налогового бремени плательщиков единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и прав застрахованных лиц, перед которыми государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации абзац второй статьи 5 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Решение инспекции о доначислении единого социального налога и пеней за его неуплату также соответствует правоприменительной практике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по данному вопросу (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1.11.05 N 8736/05).
Таким образом, при рассмотрении дела суд неправильно применил нормы материального права, что является основанием для отмены принятых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение от 02.12.05 и постановление апелляционной инстанции от 03.03.06 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-18534/2005-51/423 отменить. В удовлетворении требований Геленджикской городской организации Краснодарской краевой организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 июня 2006 г. N Ф08-2433/06-1026А "Решение ИФНС о доначислении ЕСН на неуплаченную сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование соответствует пункту 3 статьи 243 НК РФ"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело