Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодарскому краю (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края о взыскании с Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - предприятие) 2 600 рублей штрафных санкций по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный законодательством срок сведений о доходах физических лиц за 2004 г.
Решением суда от 30.01.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.04.06, в удовлетворении требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что инспекцией не доказаны обстоятельства, послужившие основанием привлечения предприятия к налоговой ответственности.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась инспекция с кассационной жалобой, в которой просит решение от 30.01.06 и постановление апелляционной инстанции от 20.04.06 отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель указал на то, что российские организации, имеющие обособленные подразделения, должны подавать сведения о доходах физических лиц, полученных ими от налогового агента, в налоговую инспекцию по месту учета обособленного подразделения. Сведения представляются теми филиалами, которые ведут учет доходов, выплаченных физическим лицам, исчисляют налоговую базу и уплачивают налог в бюджет.
Предприятие представило отзыв на кассационную жалобу, в котором считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Представитель предприятия в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав представителя предприятия, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" является налоговым агентом и состоит на налоговом учете в г. Москве. Согласно Уставу предприятие имеет филиал - Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации на Северо-Кавказской железной дороге, в который, в свою очередь, входит структурное подразделение - Краснодарский отряд ведомственной охраны.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку в отношении предприятия, в ходе которой установлен факт несвоевременного представления сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2004 г. Сведения направлены в налоговый орган по месту учета структурного подразделения с нарушением установленного пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации срока - 27.04.05 (л. д.14).
По результатам проверки вынесено решение от 28.06.05 N 3236 о привлечении предприятия к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 2 600 рублей. Согласно письму инспекции от 11.07.05 N 9645 в адрес руководителя предприятия указанное решение принято по результатам проверки структурного подразделения филиала Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" - Краснодарского отряда ведомственной охраны (л. д. 18). Поскольку требование об уплате штрафных санкций добровольно предприятием не исполнено, инспекция обратилась в арбитражный суд.
Отказывая инспекции в удовлетворении требований, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для привлечения предприятия к налоговой ответственности.
Согласно пункту 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц в налоговом периоде и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налоговыми агентами в силу пункта 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет налогов. В соответствии со статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет налога на доходы физических лиц являются российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.
Из материалов дела следует, что сведения о доходах физических лиц за 2004 г. по структурному подразделению филиала предприятия - Краснодарский отряд ведомственной охраны - представлены предприятием своевременно 24.03.05 по месту своего учета в Инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москва (л. д. 48, 69).
Довод кассационной жалобы о том, что сведения о доходах физических лиц должны представляться в налоговую инспекцию филиалами по месту нахождения филиала, не основан на законе.
По смыслу статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации филиалы не являются налоговыми агентами. Пунктом 9 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что с 01.02.99 филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц.
Пункт 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность налоговых агентов представлять сведения о доходах физических лиц в налоговый орган по месту своего учета. Обязанность по представлению сведений о доходах физических лиц по месту налогового учета обособленных подразделений законодательством о налогах и сборах не установлена.
Поскольку предприятие своевременно представило в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц, суд обоснованно указал на отсутствие оснований для привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что решение от 28.06.05 N 3236 принято за непредставление сведений о доходах физических лиц по месту учета структурного подразделения филиала - Кавказского отряда ведомственной охраны, противоречат материалам дела. Из имеющихся в материалах дела письма руководителя инспекции от 11.07.05 N 9645 и реестра сведений о доходах физических лиц за 2004 год следует, что данное решение вынесено по результатам проверки структурного подразделения филиала предприятия - Краснодарского отряда ведомственной охраны (л. д. 18).
С учетом изложенного, вывод судебных инстанций о недоказанности инспекцией обстоятельств, послуживших основанием для привлечения предприятия к налоговой ответственности, является обоснованным.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены. Оснований для отмены или изменения судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 30.01.06 и постановление апелляционной инстанции от 20.04.06 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-57478/2005-58/1508 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.2 ст.230 НК РФ налоговые агенты должны представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов.
В связи с несвоевременным представлением сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ по месту нахождения структурного подразделения предприятие привлечено к ответственности по п.1 ст.126 НК РФ.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления налоговой инспекции о взыскании штрафа.
В ходе рассмотрения дела по кассационной жалобе налогового органа федеральный арбитражный суд исходил из того, что по смыслу ст.226 НК РФ обособленные подразделения организаций не являются налоговыми агентами.
В п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 г. N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ" также отмечается, что с 1 января 1999 г. филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц.
Кроме того, ст.230 НК РФ не предусматривает обязанности организаций представлять сведения о доходах физических лиц по месту нахождения обособленных подразделений.
Таким образом, поскольку указанные сведения были своевременно представлены по месту нахождения предприятия, то оснований для начисления штрафа не имелось.
Руководствуясь изложенным, федеральный арбитражный суд оставил судебные акты нижестоящих инстанций без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 июля 2006 г. N Ф08-2791/06-1181А "Поскольку предприятие своевременно представило в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц, суд обоснованно указал на отсутствие оснований для привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело