Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Таганрогу (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением к ООО "Коммерческий центр "Континент"" (далее - общество) о взыскании 13 020 рублей налоговых санкций.
Общество обратилось со встречным заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции от 25.04.05 N 125 в части уплаты 65 100 рублей НДС, 10 677 рублей 05 копеек пени и 10 764 рублей налоговых санкций (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования).
Решением суда от 07.12.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.02.06, обществу отказано в удовлетворении требований о признании недействительным решения налоговой инспекции от 25.04.05 N 125 в части уплаты 65 100 рублей НДС, 10 677 рублей 05 копеек пени и 10 764 рублей налоговых санкций. С общества взыскано 6 510 рублей налоговых санкций. В остальной части заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы следующим. Доначисление обществу НДС, пени и штрафа за 4 квартал 2003 г. обоснованно, поскольку общество нарушило требования абзаца 2 пункта 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд применил пункт 1 статьи 112, пункт 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации и снизил размер налоговых санкций.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 07.12.05 и постановление апелляционной инстанции от 15.02.06 и прекратить производство по делу.
По мнению подателя жалобы, доначисление НДС, пени и штрафа за 4 квартал 2003 г. необоснованно, поскольку на момент принятия решения о доначислении НДС по ставке 20 процентов налоговая инспекция признала и подтвердила право на применение налоговой ставки 0 процентов по экспортным операциям.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя налоговой инспекции, считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество заключило с фирмой "Евротоиндустрия" (Республика Молдова) контракт от 01.11.02 N 2-К, во исполнение которого по ГТД N 10319040/271003/0002879 экспортировало товар фактурной стоимостью 325 500 рублей.
Общество 20.01.05 представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за 4 квартал 2004 г., в которой заявило к вычету 65 100 рублей НДС, и пакет документов, предусмотренный статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
По результатам камеральной налоговой проверки общества по вопросам исчисления НДС за 4 квартал 2003 г. налоговая инспекция вынесла решение от 25.04.05 N 125, которым привлекла общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 13 020 рублей штрафа, предложила обществу перечислить 65 100 рублей НДС и 12 511 рублей пени.
Позиция налоговой инспекции мотивирована нарушением обществом требований абзаца 2 пункта 9 статьи 165, абзаца 2 пункта 9 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом сумму НДС (соответственно пени и штрафа) налоговая инспекция исчислила путем умножения фактурной стоимости товара на 20 процентов (325 500 рублей х 20% = 61 500 рублей).
Требованием N 4973 об уплате налоговой санкции от 03.06.05 налоговая инспекция предложила обществу уплатить 13 020 рублей налоговых санкций в добровольном порядке в срок до 13.06.05.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации общества по НДС по налоговой ставке 0 процентов за 4 квартал 2004 г. налоговая инспекция 25.04.05 вынесла решение N 125/2КЮ, которым возместила обществу 53 822 рубля НДС за 4 квартал 2004 г. и отказала в возмещении 11 278 рублей НДС за 4 квартал 2004 г. как излишне заявленного. Заключением от 30.05.05 N 14752 обществу возмещено на расчетный счет 53 822 рубля НДС.
В связи с неисполнением обществом требования об уплате налоговой санкции в добровольном порядке, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд.
Частично не согласившись с решением налоговой инспекции 25.04.05 N 125, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса. При этом пунктом 6 данной статьи определено, что по операциям реализации товаров (работ, услуг), предусмотренным подпунктами 1 - 7 пункта 1 статьи 164 Кодекса, в налоговые органы налогоплательщиком представляется отдельная налоговая декларация.
Пунктом 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что документы (их копии), указанные в пунктах 1 - 4 статьи 165 Кодекса, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита (таможенной декларации на вывоз припасов в таможенном режиме перемещения припасов).
Если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 процентов или 20 процентов. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 Кодекса.
Согласно пункту 9 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, не собран на 181-й день считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 Кодекса, если иное не предусмотрено данным пунктом.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации в целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации моментом определения налоговой базы в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения, если иное не предусмотрено пунктами 6 - 11 указанной статьи, является: для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, - день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг).
Как видно из материалов дела, выпуск товара по ГТД N 10319040/271003/0002879 разрешен 28.10.03, товар вывезен 28.10.03.
Суд первой и апелляционной инстанции установил, что общество по истечении 180 дней не собрало предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации документы, однако в нарушение требований абзаца 2 пункта 9 статьи 165, абзаца 2 пункта 9 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации НДС не представило в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за 4 квартал 2003 г., налог не исчислило и не уплатило. Общество данное обстоятельство не оспаривает.
Таким образом, суд первой и апелляционной инстанций пришел к правомерному выводу о том, что НДС за 4 квартал 2003 г. подлежал уплате обществом, которому обоснованно начислены пени за несвоевременную уплату налога, общество обоснованно привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, суд первой и апелляционной инстанций не учел следующее.
При налогообложении экспортных операций НДС по ставкам 10 и 20 процентов применяются общие нормы порядка исчисления налога, подлежащего уплате в бюджет, предусмотренные статьей 173 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации, общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты. Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров, после принятия на учет указанных товаров и при наличии соответствующих первичных документов.
Налоговая инспекция решением от 25.04.05 N 125/2КЮ, подтвердила правомерность применения обществом налоговых вычетов по НДС в размере 53 822 рублей.
Таким образом, налоговая инспекция, доначисляя обществу НДС за 4 квартал 2003 г., должна была учесть право общества на применение 53 822 рублей налоговых вычетов.
Кроме того, общество обжаловало расчет пени по периоду ее начисления (т. 2 л.д.4). Общество считает, что пени должно начисляться с 21.01.04 по 20.01.05 (дату подачи декларации по 0 ставке). Налоговая инспекция начислила пени за период с 21.01.04 по 15.04.05 (т.1 л.д. 148). Указанным обстоятельствам суд не дал оценки, соответствующие доводы сторон не рассмотрел.
Учитывая, что наличие смягчающих ответственность обстоятельств подлежит применению к правильно определенной сумме санкций, судебные акты в указанной части также подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, проверить правильность расчета сумм налога, пени и штрафных санкций, исследовать все доводы сторон и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 07.12.05 и постановление апелляционной инстанции от 15.02.06 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-16700/2005-С6-27 отменить, дело направить на новее рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 июня 2006 г. N Ф08-2153/06-882А "При налогообложении экспортных операций НДС по ставкам 10 и 20 процентов применяются общие нормы порядка исчисления налога, подлежащего уплате в бюджет, предусмотренные статьей 173 Налогового кодекса РФ"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело