Управление Федерального агентства по государственным резервам по Южному федеральному округу (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к краевому медицинскому центру "Резерв" Министерства здравоохранения Ставропольского края (далее - центр) о восстановлении самовольно выпущенных материальных ценностей мобилизационного резерва стоимостью 1 085 710 рублей и взыскании пеней за необеспечение количественной сохранности материальных ценностей в сумме 550 151 рубль 74 копейки.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление отказалось от требований о восстановлении материальных ценностей в мобилизационный резерв в связи с исполнением обязательств ответчиком и просило взыскать 549 279 рублей 05 копеек пеней за необеспечение сохранности материальных ценностей и 872 рубля 69 копейки пеней за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе.
Решением от 09.03.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.07.05, принят отказ управления от иска в части обязания центра восстановить недостающие ценности материального резерва. Производство по делу в указанной части прекращено. В остальной части в иске отказано, поскольку ответчик восстановил материальные ценности, главой 47 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей отношения по хранению, взыскание пеней, указанных истцом, не предусмотрено.
В кассационной жалобе управление просит решение и апелляционное постановление отменить и исковые требования удовлетворить. По мнению заявителя, судебные акты не соответствуют нормам материального права, поскольку ответчик не отрицает, что является ответственным хранителем ценностей мобрезерва. Об этом же свидетельствуют отчеты центра по форме N 12, другие доказательства. Ответственность за необеспечение сохранности ценностей, переданных на хранение, предусмотрена Федеральным законом от 29.12.94 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (далее - Закон о государственном материальном резерве).
В судебном заседании представители истца поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ответчика подтвердил факт восстановления самовольно выпущенных центром ценностей и правильность расчета пеней.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами и не оспаривается ответчиком, центр на основании задания и номенклатуры накопления материальных ценностей является ответственным хранителем материальных ценностей мобилизационного резерва. Ответчик ежегодно составлял отчеты о наличии на ответственном хранении материальных ценностей мобрезерва (форма 12), что в силу статьи 887 Гражданского кодекса Российской Федерации подтверждает наличие договорных отношений между сторонами. Поэтому ссылка судов на отсутствие заключенного договора хранения является несостоятельной.
Как видно из материалов дела, с 24.11.03 по 06.12.03 специалисты управления провели проверку материальных ценностей 2-й группы, хранящихся в центре. По результатам проверки выявлена недостача материальных ценностей - 9 рентгеновских аппаратов общей стоимостью 855 тыс. рублей, 590 одеял стоимостью 115 050 рублей, и 2680 простыней стоимостью 2 680 рублей, о чем составлен соответствующий акт, подписанный руководителем ответчика.
Согласно актам от 24.12.04 и 11.01.05 материальные ценности мобрезерва ответчиком восстановлены.
На основании статьи 22 Федерального закона от 24.12.02 "О федеральном бюджете на 2003 год" и статьи 23 Федерального закона от 23.12.03 "О федеральном бюджете на 2004 год" пени за необеспечение количественной сохранности материальных ценностей государственного материального резерва взимаются в размере, установленном статьей 290 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Указанной нормой предусмотрено, что невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, по истечении срока, установленного для их возврата, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.
С учетом изложенного представленный управлением расчет пеней за необеспечение количественной сохранности материальных ценностей в сумме 549 279 рублей 05 копеек является правильным (т. 2, л. д. 14). В то же время истец при уточнении требований и отказе от иска в части восстановления ценностей в мобилизационный резерв в нарушение статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одновременно изменил предмет и основания иска, заявив о взыскании кроме пеней за необеспечение количественной сохранности материальных ценностей в сумме 549 279 рублей 05 копеек требования о взыскании пеней за несвоевременный возврат бюджетных средств в сумме 872 рублей 69 копеек. Ввиду изложенного названные требования рассмотрению не подлежат.
Суды первой и апелляционной инстанций установили фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, однако при разрешении спора неправильно применили нормы материального права, поэтому решение и постановление апелляционной инстанции подлежат частичной отмене с принятием нового судебного акта в части удовлетворения иска о взыскании пеней за необеспечение количественной сохранности материальных ценностей мобрезерва.
На основании статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина по кассационной жалобе в размере 1 тыс. рублей.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 09.03.05 и постановление апелляционной инстанции от 25.07.05 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-1007/2004-С1 в части отказа в иске о взыскании пеней за необеспечение сохранности ценностей мобрезерва отменить.
Взыскать с краевого медицинского центра "Резерв" Министерства здравоохранения Ставропольского края в пользу Управления Федерального агентства по государственным резервам по Южному федеральному округу 549 279 рублей 05 копеек пеней.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с краевого медицинского центра "Резерв" Министерства здравоохранения Ставропольского края в доход федерального бюджета 1 тыс. рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Поручить Арбитражному суду Ставропольского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании статьи 22 Федерального закона от 24.12.02 "О федеральном бюджете на 2003 год" и статьи 23 Федерального закона от 23.12.03 "О федеральном бюджете на 2004 год" пени за необеспечение количественной сохранности материальных ценностей государственного материального резерва взимаются в размере, установленном статьей 290 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Указанной нормой предусмотрено, что невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, по истечении срока, установленного для их возврата, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 ноября 2005 г. N Ф08-5665/05 "Ответчик ежегодно составлял отчеты о наличии на ответственном хранении материальных ценностей мобрезерва (форма 12), что в силу статьи 887 Гражданского кодекса РФ подтверждает наличие договорных отношений между сторонами. Поэтому ссылка судов на отсутствие заключенного договора хранения является несостоятельной"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело