ЗАО "Краснодартеплоэнерго" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 27.10.04 N 03-1/193ДСП в части: доначисления НДС за период с 01.04.02 по 31.12.03 в сумме 74 055 277 рублей, пени за несвоевременную уплату налога в сумме 5 913 543 рублей и привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 20 717 979 рублей 60 копеек (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел процессуальную замену заявителя - ЗАО "Краснодартеплоэнерго" на ОАО "Краснодартеплоэнерго", заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по г. Краснодару на правопреемника - Инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару.
Решением суда от 03.06.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.08.05, признано недействительным решение от 27.10.04 N 03-1/193ДСП в части: доначисления 74 055 277 рублей НДС, пени за несвоевременную уплату налога в сумме 5 913 543 рублей и привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 20 717 979 рублей 60 копеек (с учетом определения от 24.11.05 об исправлении ошибки).
Судебные акты мотивированы тем, что общество правомерно с учетом кода финансирования производило исчисление и уплату НДС по денежным средствам, полученным по статье "возмещение разницы в тарифах"; денежные средства, полученные по статье "компенсация убытков", в налогооблагаемую базу по НДС не включались. Общество, являясь получателем бюджетных средств в виде дотаций на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, правомерно не включало их в налогооблагаемую базу по НДС, поскольку закон фактически исключает полученные бюджетные дотации из объекта обложения НДС. Налоговая инспекция неправомерно доначислила 74 055 277 рублей НДС с сумм дотаций, полученных на покрытие убытков, пеню за несвоевременную уплату налога в сумме 5 913 543 рублей и штраф, предусмотренный статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 20 717 979 рублей 60 копеек. При исчислении штрафа, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган не учел наличие переплаты по НДС на лицевом счете налогоплательщика.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда от 03.06.05 и постановление апелляционной инстанции от 18.08.05 отменить и принять новое решение.
Налоговая инспекция считает, что ее решение вынесено в полном соответствии с действующим законодательством. Суд не принял во внимание, что разница в тарифах представляет собой разность между отпускной ценой и ценой, по которой реализуется тепловая энергия населению г. Краснодара. Разница в тарифах включает в себя НДС. По мнению налогового органа, вывод суда первой инстанции является необоснованным о том, что отрицательный финансовый результат образовался как разница между доходами и расходами от реализации услуг. Общество, реализуя тепловую энергию населению получает доход с НДС как от самих потребителей (населения), так и из бюджета; отношения сторон в данном случае связаны непосредственно с расчетами по оплате теплоэнергии. На этом основании налоговая инспекция считает довод суда необоснованным о том, что суммы, выделенных из бюджета денежных средств (дотаций) не связаны с оплатой за реализованные товары.
В отзыве на кассационную жалобу общество просило состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали соответственно доводы жалобы и отзыва на нее.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросу соблюдения законодательства о налогах и сборах в части правильности исчисления и уплаты НДС за период с 01.04.02 по 31.12.03.
По результатам проверки составлен акт от 24.09.04 N 11.01.11/849, рассмотрены возражения, материалы проверки и принято решение от 27.10.04 N 03-1/193ДСП о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Причиной вынесения решения явилось то, что налогоплательщик неправомерно уменьшил налогооблагаемую базу по НДС.
Полагая, что решение налогового органа является незаконным (в оспариваемой части), общество обратилось в арбитражный суд в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации.
Принимая судебные акты, суд правомерно удовлетворил заявленные требования с учетом следующего.
Статьей 146 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения НДС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот для отдельных потребителей в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
На основании пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.98 N 145-ФЗ дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе.
Согласно статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств - бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Пункт 13 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены - тарифы.
Налогоплательщики вправе определять налоговую базу по НДС в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, если реализация ими товаров (работ, услуг) осуществляется по государственным регулируемым ценам и им соответствующий бюджет возмещает фактически полученные убытки, связанные с применением указанных цен, выделяя соответствующие субсидии или субвенции, также налогоплательщики должны являться получателями указанных средств (бюджетополучателями).
В этом случае вышеуказанные средства, выделяемые налогоплательщикам из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления НДС, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).
Из пункта 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 следует, что суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
Судом установлено, что в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 20.02.01 N 110 общество реализует гражданам услуги по цене, установленной решением органа местного самоуправления в величине, не покрывающей издержки, и по результатам такой реализации у него образуется убыток.
Обществу выделялось бюджетное финансирование на возмещение убытков по статье 130130 бюджетной экономической классификации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением городской Думы Краснодара от 20.02.03 N 32 п. 3 "О внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от 18.12.01 N 17 п. 15 "О бюджете города Краснодара на 2002 год" и в решение городской Думы Краснодара от 11.07.02 N 25 п. 4 "О внесении изменений и дополнений в решение городской думы Краснодара от 18.12.01 N 17 п. 15 "О бюджете города Краснодара на 2002 год" в 2002 году в счет кредитов, предусмотренных в бюджете г. Краснодара на 2002 год обществу из бюджета муниципального образования г. Краснодар выделены денежные средства в сумме 430 753 400 рублей, в том числе: по статье "Возмещение разницы в тарифах" ЗАО "Краснодартеплоэнерго" в сумме 348 463 600 рублей, по статье "Компенсация убытков прошлых лет" ЗАО "Краснодартеплоэнерго" (реструктуризация) в сумме 82 289 800 рублей.
В соответствии с решением городской Думы Краснодара от 26.02.04 N 46 п.1 "О внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от 10.12.02 N 29 п.1 "О бюджете города Краснодара на 2003 год" в 2003 году в счет кредитов, предусмотренных в бюджете города Краснодара на 2003 год департаменту городского хозяйства для ЗАО "Краснодартеплоэнерго" из бюджета муниципального образования г. Краснодар выделены денежные средства в сумме 361 987 600 рублей, в том числе: по статье "Компенсация убытков текущего года" ЗАО "Краснодартеплоэнерго" в сумме 361 241 600 рублей, по статье "Компенсация убытков прошлых лет" ЗАО "Краснодартеплоэнерго" (реструктуризация) в сумме 746 тыс. рублей.
Общество с учетом кода финансирования производило исчисление и уплату НДС по денежным средствам, полученным по статье "Возмещение разницы в тарифах"; денежные средства, полученные по статье "Компенсация убытков", в налогооблагаемую базу по НДС не включались.
На основании статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 Кодекса, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Суд правильно исходил из того, что из вышеуказанной нормы не следует обязанность общества включить в налогооблагаемую базу по НДС суммы дотаций, предоставляемых из бюджета на компенсацию затрат связанных с применением государственных регулируемых цен.
Обжалуемые судебные акты соответствует нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Суд сделал обоснованный вывод о том, что общество правомерно не включало в налогооблагаемую базу по НДС стоимость суммы дотаций, поступивших из бюджета для покрытия понесенных убытков.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал решение налоговой инспекции от 27.10.04 N 03-1/193ДСП несоответствующим статьям 44, 154, 162 Налогового кодекса Российской Федерации, и основания для отмены судебных отсутствуют.
В соответствии со статьями 101, 102, 105, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьями 333.17, 333.21, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы следует возложить на налоговую инспекцию, которая в силу указанных нормативных актов освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 03.06.05 и постановление апелляционной инстанции от 18.08.05 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-43784/2004-33/1171 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 ноября 2005 г. N Ф08-5561/05-2201А "Суммы дотаций, предоставляемые из бюджета на компенсацию затрат, связанных с применением государственных регулируемых цен, не включаются в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело