Аграфеновская сельская администрация Родионово-Несветайского района Ростовской области (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ростовской области (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 23.01.06 N 6 в части начисления 14 301 рубля налога на доходы физических лиц, 7 075 рублей единого социального налога, 2 264 рублей 73 копеек пени и 4 275 рублей 20 копеек налоговых санкций.
Решением от 10.04.06 суд удовлетворил заявленные администрацией требования. Судебный акт мотивирован тем, что выплаченные администрацией материальная помощь в размере двух окладов в год и ежемесячные компенсации на питание, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 217 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 10.04.06 и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления. По мнению заявителя, выплаты хотя и названы компенсационными, но по своей сути таковыми не являются и подлежат включению в налогооблагаемую базу.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку администрации, по результатам которой составила акт от 26.12.05 N 149. Руководитель налоговой инспекции, рассмотрев акт выездной налоговой проверки и возражения к нему, вынес решение от 23.01.06 N 6, которым администрации доначислено 7 075 рублей единого социального налога, 14 301 рубль налога на доходы физических лиц, начислено 642 рубля 20 копеек пени по единому социальному налогу, 1 622 рубля 53 копейки пени по налогу на доходы физических лиц и 4 275 рублей штрафа.
Решение налогового органа мотивировано тем, что администрация необоснованно не облагала единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц суммы компенсационных выплат, полученных государственными служащими, на лечение и питание. В порядке статей 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным названного решения. В соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы налоговой инспекции, изложенные в кассационной жалобе, не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, исследованных судом первой инстанции, в связи с чем подлежат отклонению. Признавая недействительным решение налоговой инспекции, суд правомерно исходил из того, что спорные выплаты не подлежат включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу, поскольку освобождаются от налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 217 и пунктом 1 части 2 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 08.01.98 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальная служба в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Законодательное регулирование вопросов муниципальной службы осуществляется субъектами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 08.01.98 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", другими федеральными законами.
Законом Ростовской области от 29.12.97 N 55-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области" установлено, что муниципальному служащему за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования выплачиваются ежемесячное компенсационное пособие в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда и ежегодная компенсация на лечение в размере двух должностных окладов.
Таким образом, законодательством Российской Федерации, которое включает и Закон Ростовской области от 29.12.97 N 55-ЗС, гарантированы дополнительные выплаты государственным служащим в виде компенсационных выплат на лечение и питание. Согласно пункту 3 статьи 217 и пункту 2 части 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения; оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия; оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях; увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск; гибелью военнослужащих или государственных служащих при исполнении ими своих служебных обязанностей; возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников; исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Освобождение от налогообложения компенсационных выплат муниципальным служащим в связи с нахождением на государственной службе и выплат на лечение и отдых данной правовой нормой прямо не предусмотрено. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 238 Кодекса не подлежат налогообложению государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.
Исходя из смысла вышеназванных норм права компенсационные выплаты муниципальным служащим, предусмотренные Законом Ростовской области от 29.12.97 N 55-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области", не должны включаться в налоговую базу при исчислении налога на доходы физических лиц и единого социального налога.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено. В соответствии со статьями 101, 102, 105, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы следует возложить на налоговую инспекцию, которая в силу указанных нормативных актов освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 10.04.06 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-1668/2006-С6-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На основании п.3 ст.217 НК РФ не подлежат налогообложению НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат.
Налоговая инспекция посчитала неправомерным невключение администрацией района в налоговую базу по НДФЛ суммы компенсационных выплат муниципальным служащим на лечение и питание.
За защитой своих прав администрация обратилась в арбитражный суд, который поддержал позицию заявителя.
При рассмотрении дела в связи с кассационной жалобой налогового органа федеральный арбитражный суд указал на то, что в силу ст.4 Федерального закона от 08.01.1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в РФ" муниципальная служба осуществляется, в том числе, в соответствии законами субъектов РФ.
Регулирование отношений муниципальной службы осуществляется субъектами РФ на основании Конституции РФ и федеральных законов.
В данном случае законом субъекта РФ предусмотрена выплата спорных компенсационных выплат муниципальным служащим за счет бюджетов муниципальных образований.
Таким образом, поскольку выплаты на лечение и питание муниципальным служащим были предусмотрены законом, то они не подлежали налогообложению НДФЛ.
По этим же основаниям кассационная инстанция признала также неправомерным начисление на указанные суммы ЕСН.
Руководствуясь изложенным, федеральный арбитражный суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа и оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 июля 2006 г. N Ф08-3339/06-1440А "Согласно пункту 1 части 1 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело