Болдыревская сельская администрация Родионово-Несветайского района Ростовской области (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ростовской области (далее - налоговая инспекция), в котором просила признать незаконным решение от 23.01.06 N 8 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение правонарушений в виде взыскания 12 797 рублей недоимки по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), 11 313 рублей 64 копейки недоимки по единому социальному налогу (далее - ЕСН), 2 531 рубль 81 копейка пени по налогам, 4 822 рублей 13 копеек налоговых санкций.
Решением суда от 02.05.06 признано незаконным решение налоговой инспекции от 23.01.06 N 8. Судебный акт мотивирован тем, что компенсационные выплаты муниципальным служащим, предусмотренные Законом Ростовской области от 29.12.97 N 55-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области", не должны включаться в налоговую базу при исчислении ЕСН и НДФЛ. Данные выплаты освобождаются от налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 217 и пунктом 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 02.05.06. По мнению налоговой инспекции, оспариваемые компенсационные выплаты следует рассматривать в качестве дополнительных выплат, которые не носят характера возмещения затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей, то есть не являются по своей сути компенсациями и подлежат включению в налоговую базу.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен. Налоговая инспекция направила ходатайство от 24.07.06 N 16-13-12947 о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителя. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев материалы дела и доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную проверку администрации по вопросу соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.03 по 06.12.05.
По результатам проверки составлен акт от 26.12.06 N 155 и вынесено решение от 23.01.06 N 8 о привлечении администрации к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату ЕСН в виде штрафа в размере 2 262 рублей 73 копеек и на основании статьи 123 Кодекса за неполное перечисление сумм НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 2 559 рубля 40 копеек. Указанным решением администрации предложено уплатить 11 313 рублей 64 копейки ЕСН, 1 072 рублей 66 копеек пени за его несвоевременную уплату, а также 12 797 рублей НДФЛ и 1 459 рублей 15 копеек пени.
Решение мотивировано тем, что администрация в проверяемом периоде не исчисляла, не удерживала и не перечисляла в бюджет налог на доходы физических лиц с сумм ежемесячных компенсационных выплат муниципальным служащим, выплачиваемых в размере пяти минимальных размеров оплаты труда (500 рублей), и ежегодных компенсаций на лечение в размере двух должностных окладов. В нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации эти же выплаты администрация не учитывала при определении налоговой базы для исчисления единого социального налога.
В соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации администрация обжаловала решение налоговой инспекции в арбитражный суд. Признавая недействительным решение налоговой инспекции, суд первой инстанции исходил из того, что спорные выплаты, произведенные администрацией, не подлежат включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу, поскольку освобождаются от налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 217 и пунктом 1 части 2 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанный вывод соответствует закону. Статьей 4 Федерального закона от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ "Об основах государственной службы в Российской Федерации" предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о государственной службе состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 15 указанного Закона федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные гарантии. Законом Ростовской области от 22 января 1997 года N 55-ЗС "О государственной службе Ростовской области" (далее - Закон N 55-ЗС) государственному служащему дополнительно гарантирована выплата ежегодной компенсации на лечение в размере двух должностных окладов и ежемесячные компенсационные выплаты на довольствие в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Закон Ростовской области от 22 декабря 1997 г. N 55-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области"
Таким образом, законодательством Российской Федерации, которое включает и Закон 55-ЗС, гарантированы дополнительные выплаты государственным служащим в виде компенсационных выплат на лечение и питание. Согласно пункту 3 статьи 217 и пункту 2 части 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения; оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия; оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях; увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск; гибелью военнослужащих или государственных служащих при исполнении ими своих служебных обязанностей; возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников; исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Освобождение от налогообложения компенсационных выплат муниципальным служащим в связи с нахождением на государственной службе и выплат на лечение и отдых данной правовой нормой не предусмотрено. Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.
Из смысла указанных норм права компенсационные выплаты государственным служащим, предусмотренные Законом N 55-ЗС, не должны включаться в налоговую базу при исчислении налога на доходы физических лиц и единого социального налога. Суд пришел к обоснованному выводу о том, что выплата муниципальным служащим в размере пяти минимальных размеров оплаты труда (500 рублей), и ежегодных компенсаций на лечение в размере двух должностных окладов, по существу, является компенсационной, а, следовательно, не облагаемой ЕСН и НДФЛ, в связи с чем довод налогового органа о том, что администрация не включила в объект налогообложения по ЕСН и НДФЛ данные компенсационные выплаты, является несостоятельным.
Вывод суда о том, что решение от 23.01.06 N 8 нарушает имущественные права администрации, а также ее право на легитимное налогообложение являются правомерным.
Суд всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и материалы дела, им дана надлежащая оценка. Нормы права при разрешении спора применены правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.05.06 по делу N А53-16702006-С6-37 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с подп.1 п.1 ст.238 НК РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательными актами субъектов РФ.
По мнению налогового органа, оспариваемые компенсационные выплаты следует рассматривать в качестве дополнительных выплат, которые не носят характера возмещения затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей, то есть не являются по своей сути компенсациями согласно подп.2 п.1 ст.238 НК РФ и подлежат включению в налоговую базу по ЕСН.
Суд пришел к выводу, что рассматриваемые выплаты являются компенсационными и не подлежат налогообложению ЕСН согласно подп.1 п.1 ст.238 НК РФ.
Статьёй 4 Федерального закона от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ "Об основах государственной службы в РФ" предусмотрено, что законодательство РФ о государственной службе состоит из Конституции РФ, настоящего ФЗ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Согласно п.5 ст.15 указанного Закона федеральными законами и законами субъектов РФ могут быть предусмотрены и иные гарантии.
Законом субъекта РФ государственному служащему дополнительно гарантирована выплата ежегодной компенсации на лечение и ежемесячные компенсационные выплаты на довольствие.
Освобождение от налогообложения компенсационных выплат муниципальным служащим в связи с нахождением на государственной службе и выплат на лечение и отдых данной правовой нормой не предусмотрено.
Вместе с тем, из смысла подп.1 п.1 ст.238 НК РФ компенсационные выплаты государственным служащим, предусмотренные законом субъекта РФ, не должны включаться в налоговую базу при исчислении ЕСН и НДФЛ.
Суд пришел к выводу о том, что спорные выплаты муниципальным служащим, по существу, являются компенсационными, следовательно, не облагаются ЕСН.
В связи с этим, суд кассационной инстанции оставил решение по делу без изменений, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 июля 2006 г. N Ф08-3301/2006-1416А "Компенсационные выплаты муниципальным служащим, предусмотренные Законом Ростовской области от 29 декабря 1997 г. N 55-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области", не должны включаться в налоговую базу при исчислении ЕСН и НДФЛ"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело