Глава крестьянского фермерского хозяйства "Петровское" Гребенюк С.И. (далее - глава КФХ "Петровское" Гребенюк С.И.) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ставропольскому краю (далее - налоговая инспекция), выразившихся в отказе предоставить освобождение от уплаты земельного налога в течение 5 лет с момента предоставления земельных участков, расположенных по адресам: г. Светлоград, ул. Николаенко, 30 с 28.03.03, ул. Гагарина, б/н с 19.11.02, ул. Московская, б/н с 27.01.05.
Решением от 05.09.05 требование удовлетворено. Судебный акт мотивирован тем, что глава КФХ "Петровское" Гребенюк С.И. впервые организовал крестьянское хозяйство, в связи с чем согласно пункту 23 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" имеет право на освобождение от уплаты земельного налога.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.03.06 решение от 05.09.05 отменено, в удовлетворении заявления отказано. Апелляционная инстанция исходила из того, что в силу статьи 11 Федерального закона от 11.06.03 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с пунктом 23 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю" граждане, которые впервые организуют фермерское хозяйство, имеют право на льготу по земельному налогу в отношении земельных участков, предоставленных для создания фермерского хозяйства. Спорные земельные участки относятся к землям поселений и не предоставлялись для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, а приобретены главой КФХ "Петровское" Гребенюк С.И. по договорам купли-продажи.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратился глава КФХ "Петровское" Гребенюк С.И., которой просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда. Податель жалобы указывает, что на момент принятия Федерального закона от 11.06.03 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" КФХ "Гребенюк" уже было создано. Кроме того, КФХ "Гребенюк" является хозяйством перерабатывающего направления (производство мяса и мясопродуктов, производство готовых и консервированных продуктов из мяса, мяса птицы и т.д.), что исключает необходимость выделения земельного участка в соответствии со статьей 12 названного Закона (т. е. выделение участка из земель сельскохозяйственного назначения).
В судебном заседании представитель налоговой инспекции возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на соответствие закону постановления апелляционной инстанции. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя налоговой инспекции, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. КФХ "Петровское", главой которого является Гребенюк С.И., зарегистрировано постановлением главы Петровской районной государственной администрации от 17.08.99 N 314. Согласно свидетельству N 64 о государственной регистрации КФХ "Петровское" осуществляет производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции.
Гребенюк С.И. обратился в налоговую инспекцию с заявлением от 19.01.05 N 13 о предоставлении освобождения от уплаты земельного налога с земельных участков, расположенных по адресам: г. Светлоград, ул. Николаенко, 30 с 28.03.03, ул. Гагарина, б/н с 19.11.02, ул. Московская, б/н с 27.01.05 в течение 5 лет с момента приобретения земельных участков. Эти земельные участки приобретены по договорам купли-продажи от 26.02.03, 26.11.04, 18.10.02.
Письмом от 28.03.05 N 040617/6974 налоговая инспекция отказа в предоставлении льготы, сославшись на то, что спорные земельные участки приобретены по договорам купли-продажи не для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Статьей 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" предусмотрено, что от уплаты земельного налога освобождаются граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков. Аналогичная льгота закреплена в статье 12 Закона РСФСР от 22.11.90 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Согласно статье 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Земельным кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Статьей 11 Федерального закона от 11.06.03 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" установлено, что для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. В силу статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные чертой от земель других категорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 11.06.03 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.
На основании всестороннего анализа и толкования вышеназванных норм действующего законодательства суд апелляционной инстанции сделал правомерный вывод о том, что льгота по уплате земельного налога предоставляется гражданам, которые впервые организуют фермерское хозяйство и только в отношении земельных участков, предоставленных для создания фермерского хозяйства. При этом суд также обоснованно указал на то, что предоставляемая льгота в виде освобождения граждан, впервые организующих крестьянские фермерские хозяйства, от уплаты земельного налога в течение пяти лет, носит характер помощи, поддержки вновь создаваемых фермерских хозяйств и направлена на стимулирование их создания.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд апелляционной инстанции исходил из того, что КФХ "Петровское" создано до приобретения спорных земельных участков. Земельные участки расположены на землях поселений в г. Светлограде и приобретены на основании договоров купли-продажи земельных участков от 26.02.03 N 54 от 18.10.02 N 41 для предпринимательской деятельности, а не для создания и ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Суд установил, что предприниматель Гребенюк С.И. осуществляет деятельность по переработке покупного сырья, а также розничную и оптовую торговлю покупных товаров и ГСМ, то есть деятельность, отличную от деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. Земельные участки, расположенные в г. Светлограде по ул. Гагарина, б/н и по ул. Николаенко, 30 зарегистрированы не за главой КФХ Гребенюк С.И., а за физическим лицом Гребенюк С.И.
С учетом установленных фактических обстоятельств арбитражный суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что главе КФХ Гребенюк С.И. обоснованно отказано в предоставлении льготы по уплате земельного налога по спорным земельным участкам, которая предусмотрена пунктом 23 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю".
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и материалы дела, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы права. Доводы кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции неправильно применил закон, являются ошибочными.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены постановления апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ставропольского края от 28.03.06 по делу N А63-5623/05-С4 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.23 ст.12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" граждане, которые впервые организуют фермерское хозяйство, имеют право на льготу по земельному налогу в отношении земельных участков, предоставленных для создания фермерского хозяйства.
По мнению предпринимателя, хозяйство приобретает право на льготу не смотря на то, что на момент принятия ФЗ от 11.06.03 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" фермерское хозяйство уже было создано. При этом характер деятельности хозяйства не имеет значения.
Суд указал, что созданное фермерское хозяйство право на льготу по земельному налогу не имеет. Оно является хозяйством перерабатывающего направления (производство готовых и консервированных продуктов из мяса и т.д.), поэтому необходимость выделения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения отсутствует.
Согласно ст.81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с ЗК РФ, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно п.1 ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии с п.1 ст.19 ФЗ N 74-ФЗ основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.
Учитывая вышеизложенное, суд указал, что льгота по уплате земельного налога предоставляется гражданам, которые впервые организуют фермерское хозяйство и только в отношении земельных участков, предоставленных для создания фермерского хозяйства. Спорные земельные участки относятся к землям поселений и не предоставлялись для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, а приобретены главой фермерского хозяйство по договорам купли-продажи.
Кроме того, предприниматель осуществляет деятельность по переработке покупного сырья, а также розничную и оптовую торговлю покупных товаров и ГСМ, то есть деятельность, отличную от деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. Спорные земельные участки зарегистрированы не за главой фермерского хозяйства, а за физическим лицом, приобретены для осуществления предпринимательской деятельности, а не для создания и ведения крестьянского хозяйства.
Поэтому суд оставил постановление апелляционной инстанции без изменений, кассационную жалобу налогоплательщика - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 июля 2006 г. N Ф08-3022/06-1340А "Суд сделал правомерный вывод о том, что льгота по уплате земельного налога, предусмотренная пунктом 23 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю", предоставляется гражданам, которые впервые организуют фермерское хозяйство и при условии, что земельные участки предоставлены для создания и ведения фермерского хозяйства"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело