Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 9 июня 2005 г. N Ф08-2401/05-971А
"Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ при
определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества,
полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования отнесено имущество, полученное
налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному
организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования,
в том числе в виде средств бюджетов всех уровней, государственных
внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов
и расходов бюджетного учреждения"
(извлечение)
ФГОУ СПО "Армавирский механико-технологический техникум пищевой промышленности" (далее - техникум) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ИМНС России по г. Армавиру (далее - налоговая инспекция) о признании незаконными пунктов 1.1, 2.1 решения налоговой инспекции от 03.08.04 N 11.01-09/259 в части дополнительного включения в налогооблагаемую базу суммы 506 247 рублей (доход от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного учреждению в оперативное управление), неполной уплаты налога на прибыль в сумме 126 419 рублей 30 копеек, штрафа за неполную уплату налога на прибыль в сумме 24 299 рублей 86 копеек и пени в сумме 18 012 рублей 12 копеек (с учетом уточненных требований, том 1 л. д. 158).
Решением суда от 21.12.04 (с учетом исправления описок) оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.03.05, признаны недействительными пункты 1.1, 2.1 решения налоговой инспекции от 03.08.04 N 11.01-09/259 в части дополнительного включения в налогооблагаемую базу суммы 506 247 рублей (доход от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного учреждению в оперативное управление), неполной уплаты налога на прибыль в сумме 121 499 рублей 30 копеек и соответствующих пеней и штрафа. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что в силу статьи 28 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" и подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации техникум правомерно не учитывал при определении налоговой базы по налогу на прибыль, доход полученный от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного ему в оперативное управление. В части отказа в удовлетворении заявления суды указали, что доначисление НДФЛ налогоплательщиком не оспаривается, требование о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления этого налога заявлено ошибочно.
Налоговая инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит судебные акты отменить. Заявитель жалобы полагает, что доход, полученный техникумом от сдачи федерального имущества в аренду, является внереализационным доходом на основании статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации и подлежит налогообложению. По мнению налогового органа, освобождение от налогообложения данного дохода противоречит статье 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу техникум просит оставить без изменения постановление апелляционной инстанции.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 14 час. 00 мин. 09.06.05.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей техникума, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании решения от 24.06.03 N 367 ИМНС России по г. Армавиру провела выездную налоговую проверку ФГОУ СПО "Армавирский механико-технологический техникум пищевой промышленности" по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и иных обязательных платежей и сборов за период с 01.01.2000 по 01.03.04, по результатам которой составила акт от 30.06.04 N 11.01-09/219.
Рассмотрев материалы проверки и возражения техникума, заместитель руководителя налоговой инспекции принял решение от 03.08.04 N 11.01-09/259 о привлечении налогоплательщика к ответственности на основании: пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль в виде взыскания штрафа в размере 24 299 рублей 86 копеек; статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное не перечисление налога на доходы физических лиц в виде взыскания штрафа в размере 984 рублей. Указанным решением налогоплательщику предложено уплатить 121 499 рублей 30 копеек налога на прибыль и 18 012 рублей 12 копеек пени по налогу на прибыль, 4 920 рублей налога на доходы физических лиц и 2 340 рублей 59 копеек пени по налогу на доходы физических лиц.
Основанием для доначисления налога на прибыль явился вывод налогового органа о том, что техникум в нарушение пункта 3 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации не включил в состав внереализационных доходов сумму полученной арендной платы от сдачи в 2002 году в аренду государственного имущества, находящегося у него в оперативном управлении.
Не согласившись с решением налогового органа, налогоплательщик обратился в суд с данным заявлением.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и используются указанными организациями в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования, содержания и развития их материально-технической базы.
Согласно статье 8 Федерального закона от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" доходы федерального бюджета, поступающие в 2002 году, формируются, в том числе, за счет доходов от сдачи в аренду находящегося в федеральной собственности имущества, расположенного на территории Российской Федерации, - в размере 100 процентов доходов.
Статьей 28 названного Закона в 2002 году доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным, образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, государственным учреждениям культуры и искусства, государственным архивным учреждениям, организациям Министерства обороны Российской Федерации, а также организациям научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук, имеющим государственный статус и финансируемым за счет средств федерального бюджета на основании смет доходов и расходов, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов указанных учреждений и организаций.
Поступившие средства отражаются на лицевых счетах указанных бюджетных учреждений, открытых в органах федерального казначейства, и направляются на содержание этих учреждений в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы сверх сумм, установленных статьей 38 названного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.01 N 516 "О реализации статьи 21 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год", действие которого продлено на 2002 год постановлением Правительства РФ от 28.02.02 N 137 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным, образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, государственным учреждениям культуры и искусства, государственным архивным учреждениям, организациям Министерства обороны Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации, а также организациям научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, финансируемым за счет средств федерального бюджета на основании смет доходов и расходов, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов указанных учреждений и организаций в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.99 N 689.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.99 N 689 0 утвержден Порядок учета в доходах федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за научными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства, и ее использование. Согласно этому порядку научные организации, образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, государственные музеи, государственные учреждения культуры и искусства, осуществляющие в установленном порядке сдачу в аренду закрепленного за ними находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества, открывают в территориальных органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевые счета для учета и распределения средств, поступающих от сдачи в аренду федерального имущества. Арендная плата за пользование закрепленным за организациями находящимся в федеральной собственности недвижимым имуществом перечисляется арендаторами посредством платежных поручений с указанием лицевого счета арендодателя на доходные счета, открытые на балансовом счете 40102 "Доходы федерального бюджета", по месту нахождения организаций с указанием соответствующих кодов доходов и учитывается в полном объеме в доходах федерального бюджета на доходных счетах в территориальных органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по месту открытия лицевых счетов организаций. Территориальные органы федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации осуществляют распределение средств, поступивших в соответствии с договорами аренды на доходные счета, по лицевым счетам организаций на основании дополнительной сметы доходов и расходов организаций, утвержденной (согласованной) в установленном порядке, а также копий договоров, представленных организациями, для использования указанных средств на цели дополнительного бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы.
Согласно пункту 1.4 Устава техникума, полномочия учредителя выполняет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Техникум осуществляет свою деятельность на основе бюджетного финансирования, имущество находится в федеральной собственности и закреплено за техникумом на праве оперативного управления.
Из материалов дела видно, что техникум (арендодатель) и ЗАО МФ "Гермес" (арендатор) заключили договор от 01.01.02 N 1 о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью, закрепленного за организацией на праве оперативного управления, который зарегистрирован в Департаменте имущественных отношений Краснодарского края 16.05.02 в журнале 13/02 за N 245-02 (том 1, л. д. 134 - 141).
Согласно пункту 4.2 указанного договора арендная плата, рассчитанная в установленном порядке, в полном объеме подлежит перечислению арендатором в федеральный бюджет и зачисляется на счет по учету доходов федерального бюджета, открытый органами федерального казначейства на лицевом счете 99 балансового счета 40102 "Доходы федерального бюджета" и учитывается по коду бюджетной классификации 2010240 - прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
Арендная плата перечислена ЗАО МФ "Гермес" на бюджетный лицевой счет техникума с присвоением кода бюджетной классификации 2010206 - доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за образовательными учреждениями, предусмотренного приказом Минфина Российской Федерации от 28.12.01 N 118н "О продлении срока действия приказа Минфина Российской Федерации от 25 мая 1999 года N 38н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" и внесении в него изменений и дополнений". ЗАО МФ "Гермес" перечислил налог на добавленную стоимость от аренды нежилого помещения по договору от 01.01.02 N 1 (том 1, л. д. 188 - 196).
Судом установлено и не оспорено налоговым органом, что арендная плата учитывалась техникумом при составлении сметы доходов и расходов федерального бюджета.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования отнесено имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования, в том числе в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
Таким образом, вывод суда о том, что поступившую техникуму в 2002 году арендную плату следует расценивать как средства целевого бюджетного финансирования, является правильным.
Суд кассационной инстанции не принял довод налогового органа со ссылкой на статью 42 Бюджетного кодекса (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), о том что доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, поскольку статья 8 Федерального закона от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" о зачислении спорных сумм в размере 100 процентов в доходы федерального бюджета является специальной нормой по отношению к Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Суды всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, дали оценку представленным доказательствам и доводам сторон и сделали правильный вывод об отсутствии у налогового органа оснований для доначисления обществу налога на прибыль и соответствующих пеней и штрафа.
В судебном заседании кассационной инстанции представители техникума пояснили, что как в заявлении, так и в ходатайстве об уточнении заявления неправильно указана сумма необоснованно доначисленного налога на прибыль (вместо 121 499 рублей 30 копеек указано 126 419 рублей 30 копеек). Разница составляет сумму доначисленного НДФЛ, который по существу техникумом не оспаривается, поэтому суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления в остальной части. Техникумом также ошибочно вместо пени по налогу на прибыль в сумме 18 012 рублей 12 копеек указана сумма 16 745 рублей 55 копеек. Требования были уточнены в судебном заседании, и суд правильно указал в решении сумму пени 18 012 рублей 12 копеек.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения постановления апелляционной инстанции, которым оставлено без изменения решение суда первой инстанции (с учетом исправления описок), не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 04.03.05 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-27734/2004-22/822 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 июня 2005 г. N Ф08-2401/05-971А "Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования отнесено имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования, в том числе в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело