Барило-Крепинская сельская администрация Родионово-Несветайского района Ростовской области (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ростовской области (далее - налоговая инспекция) от 23.01.06 N 5.
Решением от 02.05.06 заявленные требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что к ежегодной компенсации на лечение и ежемесячным компенсационным выплатам на питание для муниципальных служащих применяется содержащееся в подпункте 2 пункта 1 статьи 238, статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации определение выплат и компенсаций, установленных действующим законодательством (в том числе законами субъектов Российской Федерации) и выплачиваемых в соответствии с ним. Таким образом, компенсационные выплаты муниципальным служащим, предусмотренные Областным законом от 29.12.97 N 55-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области", не должны включаться в налоговую базу при исчислении единого социального налога и налога на доходы физических лиц. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение отменить. По мнению заявителя, спорные компенсационные выплаты федеральным законом не предусмотрены. Соответственно, такие выплаты хотя и названные компенсационными законами субъектов Российской Федерации, следует рассматривать в качестве дополнительных выплат, которые не носят характера возмещения затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей, то есть не являются по своей сути компенсациями и подлежат включению в налоговую базу, облагаемую налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен. Налоговой инспекцией направлено ходатайство от 24.07.06 N 16-13-12946 о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителя. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку администрации по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет единого социального налога, налога на имущество, налога на прибыль, транспортного налога, земельного налога, налога на добавленную стоимость за период с 01.01.03 по 30.09.05, налога на доходы, удержанного из заработной платы работников, соблюдения сроков и порядка представления сведений о выплаченных доходах формы 2 НДФЛ за период с 01.01.03 по 06.12.05.
По результатам проверки налоговой инспекцией принято решение от 23.01.06 N 5, которым обществу доначислено 10 280 рублей единого социального налога, 901 рубль 18 копеек пени, 2 056 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, 16 168 рублей налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, 1 718 рублей 60 копеек пени, 3 233 рубля 60 копеек штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
Основанием для начисления сумм налогов, пеней и штрафов послужило невключение администрацией в расчеты по начислению налога на доходы физических лиц и единого социального налога выплат работникам в виде компенсации на лечение в размере двух должностных окладов в год и компенсации на питание в размере 500 рублей ежемесячно.
Полагая, что решение налоговой инспекции от 23.01.06 N 5 является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы жалобы налоговой инспекции не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, исследованных судом первой инстанции, в связи с чем подлежат отклонению. Признавая недействительным решение налоговой инспекции, суд правильно исходил из того, что спорные выплаты не подлежат включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу, поскольку освобождаются от налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 217 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 08.01.98 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальная служба в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 08.01.98 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Законодательное регулирование вопросов муниципальной службы осуществляется субъектами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 08.01.98 N 8-ФЗ, другими федеральными законами. Законом Ростовской области от 29.12.97 N 55-ЗC "О муниципальной службе в Ростовской области" установлено, что муниципальному служащему за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования выплачиваются ежемесячное компенсационное пособие в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда и ежегодная компенсация на лечение в размере двух должностных окладов.
Таким образом, законодательством Российской Федерации, которое включает и Закон Ростовской области от 29.12.97 N 55-ЗС, гарантированы дополнительные выплаты государственным служащим в виде компенсационных выплат на лечение и питание. Согласно пункту 3 статьи 217 и пункту 2 части 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения; оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия; оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях; увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск; гибелью военнослужащих или государственных служащих при исполнении ими своих служебных обязанностей; возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников; исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Освобождение от налогообложения компенсационных выплат муниципальным служащим в связи с нахождением на государственной службе и выплат на лечение и отдых данной правовой нормой прямо не предусмотрено. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 238 Кодекса не подлежат налогообложению государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.
Из смысла указанных норм права компенсационные выплаты муниципальным служащим, предусмотренные Законом Ростовской области от 29.12.97 N 55-ЗС, не должны включаться в налоговую базу при исчислении налога на доходы физических лиц и единого социального налога.
Таким образом, выводы суда первой инстанции об отсутствии у налоговой инспекции правовых оснований для доначисления указанных налогов и незаконности ее решения от 23.01.06 N 5 являются правомерными. При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.05.06 по делу N А53-1669/06-С6-37 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 июля 2006 г. N Ф08-3311/06-1415А "Компенсационные выплаты муниципальным служащим, предусмотренные Областным законом от 29 декабря 1997 г. N 55-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области", не должны включаться в налоговую базу при исчислении единого социального налога и налога на доходы физических лиц"
Текст определения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело