ООО "Тищенское" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Изобильненскому району (далее - налоговая инспекция) об обязании налогового органа возвратить на расчетный счет общества 491 832 рубля 21 копейку излишне уплаченных налогов.
Решением от 23.03.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.06.05, суд удовлетворил требования заявителя и обязал налоговую инспекцию возвратить на расчетный счет общества 491 832 рубля 21 копейку излишне уплаченных налогов.
Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе обществу в удовлетворении требования. Податель жалобы полагает, что реструктурируемая задолженность, по своей сути остается задолженностью, а потому налоговый орган, в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, вправе за счет переплаты погасить имеющуюся задолженность, корректируя график отсроченной задолженности.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 13 час. 50 мин. 28.11.05.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 18.12.03 N 598 о переводе его на уплату единого сельскохозяйственного налога с 01.01.04. Уведомлением от 02.03.04 N 17 налоговый орган сообщил о возможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей с 01.01.04. В результате перехода на особую систему налогообложения, у общества возникла переплата по налогам в сумме 508 177 рублей, в том числе: 358 177 рублей по налогу на добавленную стоимость и 150 000 рублей по единому социальному налогу. Общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлениями от 20.05.04 N 302 и от 22.06.04 N 319 о возврате на его расчетный счет излишне уплаченной суммы названных налогов.
Письмом от 10.08.04 N 04-02-10-973/7474 налоговый орган сообщил, что подтвержденная в ходе камеральной проверки переплата по федеральному бюджету в сумме 508 177 рублей, в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, направлена в счет погашения задолженности перед федеральным бюджетом: по государственной пошлине в Арбитражный суд - 15 724 рублей 25 копеек, плате за нормативные и сверхнормативные выбросы - 620 рублей 54 копеек, а оставшаяся сумма (491 832 рубля 21 копейка) направлена на погашение задолженности по единому социальному налогу, уплата которого отсрочена до 2010 года на основании Федерального закона от 09.07.02 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" и в соответствии с соглашением от 09.03.04.
Общество не согласилось с действиями налоговой инспекции по зачету излишне уплаченного налога в счет погашения отсроченной задолженности по единому социального налогу и обратилось в суд с данным заявлением.
Из материалов дела видно, что на основании Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" и в соответствии с соглашением от 09.03.04 N 17 в отношении сельхозпредприятия применен следующий вариант реструктуризации: отсрочка погашения долга и начисленных процентов в сумме 2 485 461 рубля 78 копеек до 2009 года; рассрочка погашения долга в сумме 2 485 461 рубля 78 копеек до 2015 года с погашением, начиная с 2010 года. В соответствии с пунктом 3 соглашения общество производит погашение реструктурированных долгов путем однократного ежегодного платежа не позднее 15 декабря в размере, установленном в графике погашения задолженности.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пени и штрафов.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налоговых органов по возврату или зачету излишне уплаченных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Порядок зачета и возврата излишне уплаченной суммы налога установлен статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации. В силу пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При наличии у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Указанной нормой не предусмотрено такое основание для отказа в возврате налогоплательщику излишне уплаченного налога, как наличие у последнего реструктурированной задолженности.
Вместе с тем, условия, порядок проведения и сроки реструктуризации задолженности сельскохозяйственных предприятий по налогам и сборам регулируются специальными нормами, содержащимися в Федеральном законе "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" и постановлении Правительства Российской Федерации от 30.01.03 N 52 "О реализации Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"".
ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" устанавливает правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства. Согласно статье 2 Закона, реструктуризация долгов - основанное на соглашении прекращение долговых обязательств путем замены указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Таким образом, основной целью урегулирования кредиторской задолженности с/х предприятий перед бюджетом путем ее реструктуризации является их финансовое оздоровление, в том числе и возможность получения ими дополнительных оборотных средств.
В соответствии со статьей 19 Закона соглашение о реструктуризации долгов заключается в письменной форме и должно содержать, в частности: указание даты, на которую фиксируются долги; указание условий и порядка реструктуризации долгов; указание размера платы за отсроченную и (или) рассроченную задолженность; указание графика платежей; положение об обязательстве должника заключить договор с банком-агентом об открытии счета с особым режимом для проведения расчетов с кредиторами по указанному соглашению.
Статьей 26 Закона предусмотрено, что контроль за исполнением обязательств, принятых на себя должником в рамках соглашения о реструктуризации долгов, осуществляется банком-агентом. В этих целях должник заключает договор с банком-агентом о ведении счета с особым режимом. В силу пункта 2 названной статьи должник обязан зачислять сумму очередного платежа по соглашению о реструктуризации долгов на счет, открытый в банке-агенте. Отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими при расторжении соглашения о реструктуризации (статья 29 Закона).
Указанными нормативно-правовыми актами не предусмотрена возможность изменения в одностороннем порядке существенных условий соглашения о реструктуризации долгов, в том числе, самостоятельного направления налоговым органом каких-либо иных сумм на погашение реструктурируемой задолженности до наступления срока ее погашения.
Судом апелляционной инстанции обоснованно указано на отсутствие у общества недоимки на момент подачи заявления о возврате излишне уплаченной суммы налогов, поскольку реструктурированная задолженность не является той недоимкой, на погашение которой налоговый орган, в силу пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, имеет право в одностороннем порядке направить суммы излишне уплаченных платежей.
Статьей 20 Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" установлено, что реструктуризация долгов предусматривает полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов.
Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная налогоплательщиком в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Погашение реструктурированной задолженности по налогам и сборам не относится к порядку исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов, предусмотренному статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку, как указывалось выше, порядок и сроки погашения этой задолженности регулируются специальными нормами.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что положения части первой Кодекса не применяются к отношениям, регулируемым Федеральным законом "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей". В нарушение названного закона налоговая инспекция зачла в счет реструктурированного долга сумму излишне уплаченных обществом налогов, подлежащих возврату налогоплательщику на основании его письменных заявлений.
Соглашение о реструктуризации от 09.03.04 N 17 и график погашения долгов, имеются в материалах дела. Наличие у общества переплаты по налогу на добавленную стоимость и единому социальному налогу в сумме 491 832 рублей 21 копейки подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом.
Суды всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы сторон и сделали правильный вывод об обоснованности требований общества.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Судебные расходы по рассмотрению кассационной жалобы относятся на налоговую инспекцию, освобожденную от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 23.03.05 и постановление апелляционной инстанции от 07.06.05 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-7562/2004-С4 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 ноября 2005 г. N Ф08-4899/05-1935А "Частью 2 статьи 8 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" установлено, что положения части первой Кодекса не применяются к отношениям, регулируемым Федеральным законом "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей". В нарушение названного закона налоговая инспекция зачла в счет реструктурированного долга сумму излишне уплаченных обществом налогов, подлежащих возврату налогоплательщику на основании его письменных заявлений"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело