ООО "Торговый дом "Дружба"" (далее - торговый дом) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации г. Сочи о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка общей площадью 1 030 кв. м, расположенного под принадлежащим ему зданием магазина по адресу: г. Сочи, ул. Кооперативная, 8, на условиях предоставленного обществом договора от 05.11.03 (уточненные требования).
Решением от 03.06.04 в иске отказано на основании того, что статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации предоставляет право выбора титула, на котором последнему будет отведен земельный участок, органу местного самоуправления как его собственнику. Истец неправильно определил цену выкупаемого участка.
Законность и обоснованность решения от 03.06.04 в суде апелляционной инстанции не проверялись.
Постановлением кассационной инстанции решение от 03.06.04 отменено, дело направлено на новое рассмотрение. Статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации в ее системной связи с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предоставляет право выбора титула на земельный участок собственнику недвижимого имущества, расположенного на нем. Несоответствие приведенного стороной условия договора (условие о цене выкупаемого земельного участка) установленным требованиям является основанием для его изменения в случае согласия стороны, но не для отказа в иске. В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность по подготовке проекта договора и определению цены выкупаемого земельного участка лежит на органе местного самоуправления.
При новом рассмотрении дела решением от 29.12.04 иск удовлетворен: администрация г. Сочи понуждена заключить договор купли-продажи земельного участка на условиях договора, предоставленного торговым домом.
Законность и обоснованность решения в суде апелляционной инстанции не проверялись.
В кассационной жалобе администрация г. Сочи просит отменить решение от 29.12.04. Жалоба мотивирована следующим:
- на основании статей 36 Земельного кодекса Российской Федерации и 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право выбора титула земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежит собственнику земельного участка - администрации г. Сочи (в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.01 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до разграничения государственной собственности на землю распоряжение ими осуществляют органы местного самоуправления);
- выкупаемый участок не может быть передан в частную собственность, поскольку относится к землям особо охраняемых природных территорий (статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Отзыв на кассационную жалобу не предоставлен.
Изучив материалы дела и выслушав представителя торгового дома, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, акционерное общество "Дружба" (правопредшественник торгового дома) на основании договора аренды с правом выкупа от 23.09.89 приобрело здание магазина. Право собственности торгового дома на здание магазина подтверждено решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.06.93 по делу N 205-1, оставленным без изменения постановлением кассационной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 08.09.93, и зарегистрировано в установленном порядке (свидетельство о государственной регистрации от 17.12.02 серии 23-АА N 848267).
На основании постановления главы администрации г. Сочи от 20.04.94 N 362/3 акционерному обществу "Дружба" отведен земельный участок площадью 0,13 га (из них 0,02 га предоставлено в совместное пользование с товариществом с ограниченной ответственностью "Силуэт"), расположенный под зданием магазина.
Постановлением главы администрации г. Сочи от 06.07.94 N 593 акционерному обществу "Дружба" под размещение и эксплуатацию магазина отведен на праве бессрочного (постоянного) пользования земельный участок площадью 0,103 га, выдан государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей серии КК-2 N 426000927. Земельный участок прошел государственный кадастровый учет и ему присвоен N 23:49:02 04 025:0013.
Согласно кадастровому плану земельный участок расположен во второй зоне округа санитарной охраны. Из государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования землей следует, что участок также находится в водоохранной зоне малых рек.
В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации в ее системной связи с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предоставляет право выбора титула на земельный участок собственнику недвижимого имущества, расположенного на нем (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.05 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности и ограниченным в обороте, отнесены, в частности, участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков). Пункт 2 данной статьи предусматривает, что земельные участки, ограниченные в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых природных территорий могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. Включение в их состав участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности, допускается в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 96 Земельного кодекса Российской Федерации к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
В силу пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" отнесение территорий (акваторий) к лечебнооздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 23.02.95 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" определено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.96 N 591-р "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Сочи отнесены к особо охраняемым территориям федерального значения. Ранее Сочинский курортный регион признан курортом федерального значения постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 12.04.93.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка и имелось в виду Распоряжение Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. N 591-р "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей"
Согласно кадастровому плану земельный участок расположен во второй зоне округа санитарной охраны. Из государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования землей следует, что участок также находится в водоохранной зоне малых рек, поэтому земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий.
Действующее законодательство не предусматривает приватизацию земель особо охраняемых природных территорий и земель водоохранного и санитарно-защитного назначения (пункт 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества").
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит отмене. В иске следует отказать.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.04 по делу N А32-5702/2004-39/150-21/724 отменить.
В иске отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 июня 2005 г. N Ф08-1125/05 "Согласно кадастровому плану земельный участок расположен во второй зоне округа санитарной охраны, поэтому не может быть передан в частную собственность в силу пункта 8 статьи 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (как земли особо охраняемых природных территорий)"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело