Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 19 сентября 2006 г. N Ф08-4195/06-1783А
"Порядок продажи лекарственных средств установлен отдельным разделом
Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением
Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, которые в пункте 76 содержат
ограничения на свободную продажу лекарственных средств. В случае
нарушения указанного порядка должна применяться статья 14.2 Кодекса РФ
об административных правонарушениях, которая предусматривает
ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная
реализация которых запрещена или ограничена законодательством"
(извлечение)
Управление внутренних дел Промышленного района г. Ставрополя (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Нина" к ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за незаконную продажу товаров (медикаментов), продажа которых ограничена, без рецепта врача.
Решением от 12.04.06 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что факт осуществления предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензирования подтверждается материалами дела.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 12.04.06 и отказать в удовлетворении заявления управления. Заявитель указывает на отсутствие в протоколе об административном правонарушении данных, указывающих, в чем выразилось нарушение лицензионных условий. Кроме того, протокол не содержит подписи представителя юридического лица о разъяснении ему прав и обязанностей.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Управление при проведении проверки аптеки общества, расположенной по адресу: г. Ставрополь, пр. Юности, 24 А, установило продажу лекарственных средств (противомикробное средство "Ципролет" 500 мг, гипотензивное средство "Энам" 5 мг) без рецепта врача. По данному факту составлен протокол осмотра от 14.02.06 и протокол об административном правонарушении N от 14.02.06 N 000065/149.
Материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод суда о том, что правонарушение, совершенное обществом, квалифицируется по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствует закону,
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.01 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.02 N 489 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений, соответствующих санитарным правилам, а также оснащенных оборудованием, техническими средствами и приборами, необходимыми для осуществления лицензируемой деятельности;
б) соблюдение требований по технической укрепленности и оснащению средствами охранной сигнализации объектов и помещений, используемых для осуществления фармацевтической деятельности;
в) соблюдение правил хранения и обращения с лекарственными средствами с учетом их физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств, а также с лекарственными средствами, обладающими огнеопасными и взрывоопасными свойствами;
г) обеспечение стандартов качества лекарственных средств при их хранении, реализации и изготовлении;
д) соблюдение правил оптовой и розничной торговли лекарственными средствами, а также правил изготовления лекарственных средств в аптечных учреждениях;
е) руководители организаций оптовой торговли и аптечных учреждений, работа которых непосредственно связана с приемом, хранением, отпуском, изготовлением и уничтожением лекарственных средств, должны иметь высшее фармацевтическое образование, стаж работы по специальности не менее 3 лет и сертификат специалиста;
специалисты аптечных учреждений, занятые непосредственно изготовлением, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств, должны иметь высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста;
специалисты организаций оптовой торговли лекарственными средствами, непосредственно осуществляющие прием, хранение и отпуск лекарственных средств, должны иметь высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста;
ж) повышение не реже одного раза в 5 лет квалификации работников юридического лица, осуществляющих фармацевтическую деятельность.
Обществу вменена продажа лекарственных средств (противомикробное средство "Ципролет", гипотензивное средство "Энам"), свободная реализация которых без рецепта врача запрещена. Факт продажи названных лекарственных средств без рецепта подтверждается объяснениями провизора Закорецкой И.В., директора общества Ермошиной О.Ю., протоколом осмотра от 14.02.06 и протоколом об административном правонарушении от 14.02.06 N 000065/149.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров, согласно которым определены особенности продажи лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. В соответствии с пунктами 70, 76 названных Правил продажа лекарственных препаратов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах", с учетом особенностей, определенных данными Правилами. Продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов по перечню, утвержденному Министерством здравоохранения Российской Федерации. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.09.05 N 587, в соответствии с Федеральным законом "О лекарственных средствах", введен в действие перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, в котором отсутствуют препараты Ципролет, Энам.
Таким образом, вывод суда о том, что продажа лекарственных средств, свободная реализация которых без рецепта врача запрещена, квалифицируется по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствует закону. Данная норма предусматривает ответственность за нарушение требований Федерального закона от 08.08.01 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Порядок продажи лекарственных средств установлен отдельным разделом Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55, которые в пункте 76 содержат ограничения на свободную продажу лекарственных средств.
В случае нарушения указанного порядка должна применяться статья 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
Довод жалобы о том, что законному представителю общества не были разъяснены права и обязанности при составлении протокола об административном правонарушении опровергается материалами дела. В протоколе об административном правонарушении от 14.02.06 директор общества Ермошина О.Ю. поставила роспись в подтверждение того, что ей разъяснены права и обязанности.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит отмене как принятое без учета требований норм материального права. В удовлетворении заявления следует отказать.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.04.06 по делу N А63-4880/06-С7 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 сентября 2006 г. N Ф08-4195/06-1783А "Порядок продажи лекарственных средств установлен отдельным разделом Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, которые в пункте 76 содержат ограничения на свободную продажу лекарственных средств. В случае нарушения указанного порядка должна применяться статья 14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая предусматривает ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело