ОАО "Староминскаярайгаз" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) от 13.03.06 N 58 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за непредставление ходатайства, предусмотренного антимонопольным законодательством.
Решением суда от 17 апреля 2006 года в удовлетворении заявления отказано. Решение мотивировано тем, что ОАО "Староминскаярайгаз" не представило ходатайство, предусмотренное статьей 7 Федерального закона от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" на заключение соглашения от 05.07.05 N 20/В-36/0.
Постановлением апелляционной инстанции от 26 мая 2006 года решение от 17 апреля 2006 года отменено, оспариваемое постановление управления признано незаконным и отменено. Судебный акт мотивирован тем, что ОАО "Староминскаярайгаз" после подписания договора аренды имущества от 18.07.02 N 20 перестало быть субъектом естественных монополий и исключено из реестра субъектов естественных монополий. ОАО "Староминскаярайгаз" и ОАО "Краснодаркрайгаз" при подписании соглашения от 05.07.05 N 20/В-36/0 не заключили новую сделку по передаче имущества в аренду, а продлили срок действия ранее заключенного договора аренды имущества от 18.07.02 N 20, поэтому заявитель не обязан представлять в орган управления естественных монополий в установленный срок ходатайство о даче предварительного согласия на его заключение.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставить в силе решение. По мнению управления, ОАО "Староминскаярайгаз" является субъектом естественных монополий, поскольку имеет в собственности газораспределительные сети и при оказании агентских услуг осуществляет транспортировку и подачу газа потребителям по газораспределительным сетям и их обслуживание, т. е. совершает все те действия, которые обусловливают производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии. Заинтересованное лицо считает, что временной период является основополагающим условием сделки и учитывается антимонопольным органом при вынесении соответствующего решения. Превышение срока действия сделки, предоставленного на согласование посредством указания в условиях договора, свидетельствует о заключении сделки на новый срок, поэтому требуется его согласование. Стороны в пункте 3.2. договора предусмотрели возможность продления срока аренды после окончания срока действия договора путем согласования условий и подписания нового договора аренды. В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются любые действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Соглашение от 05.07.05 N 20/В-36/0 порождает правовые последствия для участников сделки от 18.07.02 N 20.
ОАО "Староминскаярайгаз" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Представитель ОАО "Староминскаярайгаз" в судебном заседании просил решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела, заслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
ОАО "Староминскаярайгаз" и ОАО "Краснодаркрайгаз" заключили договор аренды от 18.07.02 N 20, в соответствии с которым ОАО "Краснодаркрайгаз" (арендатор) принял в аренду от заявителя (арендодатель) объекты (газопроводы, сооружения на них и т.п., составляющие основные производственные средства ОАО "Староминскаярайгаз") сроком на 360 дней. Стороны в пункте 3.2. договора предусмотрели возможность продления срока аренды после окончания срока действия договора путем согласования условий и подписания нового договора аренды. Заявитель получил предварительное согласие органа Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации на заключение договора аренды от 18.07.02 N 20 (постановление от 17.07.02 N 44-э/5).
В дальнейшем ОАО "Староминскаярайгаз" и ОАО "Краснодаркрайгаз" подписали соглашение от 14.07.03 N 20/А о продлении срока действия ранее заключенного договора аренды имущества от 18.07.02 N 20 на 360 дней - с 14.07.03 по 08.07.04. Дополнительными соглашениями от 09.07.04 N 20/Б и от 05.07.05 N 20/В-36/0 стороны договорились о продлении договора аренды от 18.07.02 N 20 сроком на 360 дней с 09.07.04 по 04.07.05 и с 05.07.05 по 29.06.06.
По мнению управления, при подписании соглашения от 05.07.05 N 20/В-36/0 о продлении срока действия договора аренды стороны заключили новую сделку по передаче имущества в аренду, подлежащую согласованию с антимонопольным органом, однако заявитель не представил в установленный срок ходатайство о даче предварительного согласия на ее заключение. По данному факту управление составило протокол об административном правонарушении от 01.03.06 N 58 и постановлением от 13.03.06 N 58 привлекло ОАО "Староминскаярайгаз" к административной ответственности по части 1 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 100 тыс. рублей штрафа.
Вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии в действиях ОАО "Староминскаярайгаз" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является ошибочным.
Согласно данной норме непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы или в орган регулирования естественных монополий, его территориальные органы ходатайств, заявлений, сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством, либо представление заведомо недостоверных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда. Объектом данного правонарушения является установленный законодательством порядок управления, выраженный в соблюдении порядка представления ходатайств, заявлений, сведений в антимонопольный орган.
Отношения, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления регулируются Федеральным законом от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях". В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 7 указанного Закона органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль, в том числе, за продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу. Для совершения действий, указанных в пункте 2 статьи Закона, субъект естественной монополии обязан представить в соответствующий орган регулирования естественной монополии ходатайство о даче согласия на совершение таких действий и сообщить информацию, необходимую для принятия решения.
Пунктом 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.04 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" образована Федеральная антимонопольная служба, которой переданы функции по контролю и надзору упраздняемого Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, за исключением функций в сфере защиты прав потребителей и поддержки малого бизнеса, и преобразуемой Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации.
Из оспариваемого постановления антимонопольного органа следует, что ОАО "Староминскаярайгаз" не представило ходатайство, предусмотренное статьей 7 Федерального закона от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" на заключение соглашения от 05.07.05 N 20/В-36/0, в котором стороны договорились о продлении срока действия ранее заключенного договора аренды имущества от 18.07.02 N 20 на 360 дней - на период с 05.07.05 по 29.06.06. По мнению апелляционной инстанции, ОАО "Староминскаярайгаз" после подписания договора аренды имущества от 18.07.02 N 20 перестало быть субъектом естественных монополий и исключено из реестра субъектов естественных монополий.
В силу статьи 3 Федерального закона от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" с учетом значения понятия "товар", указанного в статье 4 Закона РСФСР от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) продуктов деятельности (включая работы, услуги), предназначенных для продажи, обмена или иного введения в оборот, в условиях естественной монополии. Естественная монополия - состояние товарного рынка (рынка работ, услуг), при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара (работ, услуг) по мере увеличения объема производства), а товары (работы, услуги), производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами (работами, услугами), в связи с чем спрос на данном товарном рынке (рынке работ, услуг) на товары (работы, услуги), производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар (работу, услугу), чем спрос на другие виды товаров (работ, услуг).
Основным видом деятельности ОАО "Староминскаярайгаз" является газоснабжение потребителей и оперативное управление газораспределительными системами, т.е. транспортировка газа трубопроводом в сфере деятельности субъектов естественных монополий. При подписании дополнительного соглашения от 05.07.05 N 20/В ОАО "Староминскаярайгаз" обладало статусом субъекта естественных монополий по реализации природного газа через местные газораспределительные сети, поскольку располагало на праве собственности всем объемом сетей на территории Староминского района, распоряжалось ими в условиях естественной монополии.
Заявитель, оказывая ОАО "Краснодаркрайгаз" по агентскому договору от 30.12.03 N 20 услуги по реализации природного газа, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту газораспределительных сетей и сооружений при них, находящихся у ОАО "Краснодаркрайгаз" в аренде, удовлетворяет в полном объеме потребности ОАО "Краснодаркрайгаз" в услугах, связанных с реализацией природного газа по местной газораспределительной сети Староминского района. ОАО "Староминскаярайгаз" является единственным производителем названных услуг на территории Староминского района, следовательно, действует в условиях естественной монополии.
Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 10 письма от 16.02.01 N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" разъяснил, что продление срока действия договора аренды является новым договором аренды. Кроме того, согласно условиям договора от 18.07.02 N 20 (пункт 3.2 ) по истечении срока действия договора и намерении продлить срок аренды стороны заключают новый договор аренды имущества. Следовательно, заявитель должен был получить согласие соответствующего органа на передаче основных производственных средств в аренду ОАО "Краснодаркрайгаз".
Предварительное согласование сделок, совершаемых субъектами естественных монополий, вызвано необходимостью эффективного осуществления антимонопольным органом полномочий по контролю за экономической концентрацией на товарном рынке.
При рассмотрении спора суд апелляционной инстанции допустил ошибку в применении закона. При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене как принятое без учета требований норм материального права. Поскольку суд первой инстанции установил все обстоятельства по делу, правильно применил нормы права, суд кассационной инстанции считает необходимым оставить в силе решение суда от 17 апреля 2006 года.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 26 мая 2006 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-8359/2006-34/133-2АЖ отменить. Решение от 17 апреля 2006 года того же суда оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 сентября 2006 г. N Ф08-4156/06-1781А "Основным видом деятельности ОАО является газоснабжение потребителей и оперативное управление газораспределительными системами, которые находятся в собственности указанного общества (транспортировка газа трубопроводом), т.е. в сфере деятельности субъектов естественных монополий. Следовательно, заявитель должен был получить согласие антимонопольного органа на передачу основных производственных средств в аренду"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело