Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Сочи (далее - ПФ РФ) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о взыскании с Государственного учреждения "Сочинское линейное управление внутренних дел на транспорте" (далее - учреждение) штрафных санкций в сумме 10903 рублей в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования".
Решением суда от 30.09.05 в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что учреждение полностью финансируется из федерального бюджета и смета бюджетных ассигнований не предусматривает оплату штрафных санкций. Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись. В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился ПФ РФ с кассационной жалобой, в которой просит решение от 30.09.05 отменить, взыскать с учреждения штрафные санкции в полном объеме. Заявитель считает, что санкции за нарушение пенсионного законодательства применяются к страхователям независимо от их статуса; факт финансирования из федерального бюджета не освобождает учреждение от обязанности своевременно представлять индивидуальные сведения о стаже и заработке на своих работников в Пенсионный фонд.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно статье 3 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) одной из целей индивидуального (персонифицированного) учета является обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер пенсии при ее назначении.
Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Кроме того, согласно абзацу 2 пункта 10 части 2 статьи 11 названного закона, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона об индивидуальном учете за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в ПФ РФ. Взыскание указанной суммы производится органами ПФ РФ в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований, суд пришел к ошибочным выводам об отсутствии вины учреждения. Согласно статье 4 Закона N 27-ФЗ одним из принципов организации индивидуального (персонифицированного) учета является всеобщность и обязательность уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и учета сведений о застрахованных лицах.
В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.01 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом. К указанным правоотношениям применимы, в частности, положения главы 15 Налогового кодекса Российской Федерации "Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений".
Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, определены законодателем в статье 111 Кодекса. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Отсутствие собственных денежных средств у бюджетной организации и недостаточность финансирования из бюджета не является основанием для освобождения ее от ответственности.
Таким образом, решение об освобождении учреждения от ответственности за нарушение пенсионного законодательства принято судом с нарушением норм действующего законодательства и поэтому подлежит отмене.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело следует направить на новое рассмотрение, поскольку суд не проверил обоснованность взыскания суммы штрафа, соблюдение порядка и срока взыскания.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 30.09.05 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-24737/2005-38/388 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 мая 2006 г. N Ф08-2211/06-918А "Отсутствие собственных денежных средств у бюджетной организации и недостаточность финансирования из бюджета не является основанием для освобождения ее от ответственности за нарушение срока представления сведений в ПФ РФ"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело