Индивидуальный предприниматель Еньшин Ю.А. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции N 3 от 18.03.05 с учетом последующих уточненных требований в части доначисления 273 342 рублей 67 копеек налогов, 55947 рублей пеней и 54668 рублей 53 копеек штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 9 декабря 2005 года уточненные требования предпринимателя удовлетворены. Решение мотивировано тем, что доначисление налога на доходы физических лиц, единого социального налога, пеней и штрафов необоснованно. Полученные предпринимателем товароматериальные ценности оприходованы и использованы в предпринимательской деятельности, а выручка, полученная от реализации указанных ценностей учтена в составе дохода в целях исчисления налога на доходы физических лиц и единого социального налога.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись. В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой на решение, в которой просит судебный акт отменить, в удовлетворении требований предпринимателя отказать. Налоговый орган считает, что товары были приобретены у несуществующих поставщиков (не состоящих на учете в налоговых органах) и у поставщиков, не подтвердивших при встречных проверках факт взаиморасчетов с предпринимателем. В целях исчисления и уплаты вышеуказанных налогов к вниманию принимаются только те расходы, которые реально подтверждаются не только документально, но и фактическим их осуществлением.
Предприниматель представил отзыв на кассационную жалобу, в котором считает решение законным и обоснованным . В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель предпринимателя в судебном заседании просил решение оставить без изменения. Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку предпринимателя Еньшина Ю.А. по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.02 по 31.12.2003. Результаты проверки оформлены в акте от 04.03.05 N 4, по которому налоговая инспекция вынесла решение от 18.03.05 N 3. Указанным решением предпринимателю доначислены налоги, пени, штрафы, в том числе 225742 рубля налога на доходы физических лиц, 54078 рублей пеней на его неуплату и 45148 рублей 40 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, а также 47600 рублей 67 копеек единого социального налога, 11184 рублей пеней и 9520 рублей 13 копеек штрафа. Оспариваемые суммы доначислены по сделкам предпринимателя с несуществующими юридическими лицами ООО "Титания", ООО "Скиф", ООО "Норд", ООО "Карра", ООО "Диамант"; ООО "Фирма "ПромТЕКС-Юг" и предприниматель Суворов А.С. при встречных проверках не подтвердили осуществление с Еньшиным Ю.М. хозяйственных операций.
Принимая решение по делу, суд обоснованно руководствовался следующим. Согласно статьям 210, 221, 227 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы предпринимателя, уменьшенные на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций". Аналогичным образом объектом налогообложения по единому социальному налогу для предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на прибыль организаций являются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. В силу пункта 1 статьи 252 Кодекса под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Предпринимателем при налоговой проверке были представлены необходимые учетные документы (счета-фактуры, накладные, квитанции к приходно-кассовым ордерам и др.), подтверждающие факт приобретения товара (памятники, гробы, венки, ленты, ткани и др.). Полученные предпринимателем товароматериальные ценности оприходованы и использованы в предпринимательской деятельности, а выручка, полученная от реализации указанных ценностей учтена в составе дохода в целях исчисления налога на доходы физических лиц и единого социального налога.
В обоснование довода о правомерности доначисления предпринимателю налогов налоговая инспекция ссылается на то, что поставщики вышеуказанных товароматериальных ценностей на налоговом учете не состоят, их ИНН являются вымышленными, поэтому включение в состав затрат расходов по приобретению товаров неправомерно. Кроме того, при встречной проверке предпринимателя Суворова А.С. установлено, что в представленных последним документах, книге учета доходов и расходов отсутствует проводка хозяйственной операции с предпринимателем Еньшиным Ю.А. по счету-фактуре N 41 от 26.04.2004. Сам факт экономических взаимоотношений с Еньшиным Ю.А. предприниматель Суворов А.С. также отрицает. Аналогичная ситуация сложилась при проверке ООО "Фирма "ПромТЕКС-ЮГ" по операциям по счетам-фактурам N 28 от 15.01.03 и N 73 от 19.05.03.
Статья 252 Кодекса предусматривает, что затраты налогоплательщика должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством. В то же время глава 25 Кодекса не содержит императивной нормы, которая бы указывала на невозможность принятия к учету первичных документов, имеющих пороки в оформлении (выданы несуществующими юридическими лицами, легитимность органов управления юридического лица и полномочия главного бухгалтера вызывают сомнения).
Недостоверность первичных документов является основанием для отказа налогоплательщика своему контрагенту в принятии к учету таких документов, но не влечет признания отсутствия затрат как таковых. Документы, подтверждающие затраты на приобретение товара (работ, услуг), но не оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не свидетельствуют о факте безвозмездного приобретения товара (работ, услуг), если этот товар (работы, услуги) приняты к учету в установленном порядке и использованы в производстве товаров (работ, услуг).
Факт использования приобретенных товаров (работ, услуг) в производственной деятельности и постановка их на учет имеет значение для налогового учета и формирования налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц и единого социального налога.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы налоговой инспекции отсутствуют, поскольку доводы жалобы не основаны на нормах права и направлены на переоценку доказательств, исследованных судом первой инстанции и получивших оценку в соответствии со статьями 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 9 декабря 2005 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-18582/2005-52/549 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 мая 2006 г. N Ф08-2086/2006-877А "Факт использования приобретенных товаров (работ, услуг) в производственной деятельности и постановка их на учет имеет значение для налогового учета и формирования налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц и единого социального налога"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело