Предприниматель без образования юридического лица Шевченко В.И. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция) от 10.12.03 N 402 о привлечении к административной ответственности в виде 3 тыс. рублей штрафа по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение денежных расчетов с пассажирами при их перевозке без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Решением суда от 18.03.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.04.04, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу, что предприниматель осуществляет перевозки в режиме маршрутного такси, в связи с чем обязан применять ККМ.
Предприниматель обратился в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты, признать незаконным постановление налоговой инспекции от 10.12.03 N 402. Заявитель считает, что не обязан применять ККМ, поскольку осуществляет перевозки в режиме общественного транспорта и применяет учетно-билетную продукцию, утвержденную Министерством финансов Российской Федерации.
В судебном заседании представитель предпринимателя Шевченко В.И. поддержал доводы кассационной жалобы.
Отзыв на жалобу налоговой инспекцией в суд не представлен.
Изучив материалы дела, рассмотрев кассационную жалобу и выслушав представителя предпринимателя, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалованные судебные акты не подлежат отмене ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, Шевченко Валентин Иванович зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, администрацией Новотитаровского сельского округа 29.07.02 (свидетельство Т N 002693).
На основании лицензии от 03.02.03 N АСС-23-32004 по договору с Городским управлением пассажирского транспорта предприниматель осуществляет пассажирские перевозки по маршруту муниципальной маршрутной сети города Краснодара.
Налоговой инспекцией 05.11.03 проведена проверка соблюдения Федерального закона от 22.05.03 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" на автобусе ГАЗ 322132, государственный номер Р411ХА, принадлежащем предпринимателю Шевченко В.И.
По результатам проверки составлены акт от 05.11.03 и протокол от 06.11.03 N 170066, которыми установлено, что предприниматель при осуществлении денежных расчетов с пассажирами в нарушение положения статьи 2 Закона N 54-ФЗ не выдавал кассовые чеки.
По материалам проверки налоговым органом принято постановление от 10.12.03 N 402 о привлечении предпринимателя Шевченко В.И. к административной ответственности в виде 3 тыс. рублей штрафа по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предприниматель обжаловал данное постановление в арбитражный суд, полагая, что он осуществляет перевозку пассажиров в городском общественном транспорте и не обязан применять ККМ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона N 54-ФЗ осуществление расчетов без применения контрольно-кассовой техники возможно в случаях продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте.
Перевозка пассажиров на территории Краснодарского края осуществляется в соответствии с Законом Краснодарского края от 07.07.99 N 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае" (далее - Закон N 193-КЗ).
Согласно статье 3 Закона N 193-КЗ под маршрутным таксомотором понимается легковой автомобиль или автобус особо малой и малой вместимости, используемый для осуществления маршрутных таксомоторных перевозок. Маршрутные таксомоторные перевозки - это перевозки пассажиров по установленным маршрутам городского, пригородного и междугородного сообщений на маршрутных таксомоторах с целью предоставления населению транспортных услуг повышенной комфортности, в том числе перевозка пассажиров только на местах для сидения, остановки в пути следования по требованию пассажиров в любом месте маршрута с соблюдением правил дорожного движения.
При перевозке пассажиров автотранспортом, работающим в режиме маршрутного такси, применение контрольно-кассовой машины обязательно. Маршрутные такси, принадлежащие лицам осуществляющим предпринимательскую деятельность в виде перевозки пассажиров, не относятся к муниципальному общественному транспорту, для проезда в котором установлен общий тариф и для отдельных категорий граждан (пассажиров) в соответствии с действующим законодательством предоставляются льготы по бесплатному проезду.
Рассматривая дело, суд установил, что предприниматель осуществляет транспортные перевозки с остановками по требованию пассажиров, стоимость проезда выше, чем в транспорте общего пользования, льготы, предусмотренные федеральным законодательством, предоставляются не в полном объеме, а лишь для отдельных категорий пассажиров.
При таких обстоятельствах является правильным вывод налогового органа о том, что заявитель обязан был применять контрольно-кассовую машину при взимании платы за перевозку.
Довод предпринимателя о том, что заключение договора о перевозке пассажира должно удостоверяться билетом, а не кассовым чеком, не принимается судом, поскольку нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о перевозке транспортом общего пользования не исключают обязательного использования контрольно-кассовых машин при перевозках пассажиров маршрутными такси, установленного Законом Российской Федерации "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
При таких обстоятельствах, учитывая, что в действиях предпринимателя Шевченко В.И. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса, а также то, что при его привлечении к административной ответственности соблюдены процессуальные права лица, привлекаемого к административной ответственности, решение суда является законным и обоснованным.
Обстоятельства дела исследованы судом полно и получили соответствующую правовую оценку. Нормы материального права применены при разрешении спора правильно.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену или изменение обжалованных судебных актов по основаниям статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 18.03.04 и постановление от 21.04.04 апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-861/2004-12/1-1АЖ оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 июля 2004 г. N Ф08-2967/04-1138А "Нормы Гражданского кодекса РФ о перевозке транспортом общего пользования не исключают обязательного использования контрольно-кассовых машин при перевозках пассажиров маршрутными такси, установленного Законом РФ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело