ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным протокола об административном правонарушении от 02.03.06, составленного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление) в отношении заявителя по факту совершения правонарушения по части 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
До принятия решения общество обратилось в арбитражный суд с дополнением к заявлению и просило признать незаконным и отменить постановление управления от 09.03.06 о привлечении к ответственности по части 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 03.07.06 заявление общества удовлетворено частично: оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Производство по делу в части требования о признании незаконным протокола об административном правонарушении от 02.03.06 прекращено.
Суд исходил из наличия в действиях общества состава правонарушения, однако применил статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и квалифицировал правонарушение как малозначительное. В части прекращения производства по делу суд исходил из того, что протокол об административном правонарушении не является актом ненормативного характера, влияющим на осуществление прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено право и порядок обжалования протоколов об административном правонарушении.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись. В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 03.07.06 и отказать в удовлетворении требований общества. Заявитель не согласен с выводом суда о малозначительности правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго" просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы. Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение суда подлежит частичной отмене по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, решением управления от 20.02.06 N 127-1 ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго" признано нарушившим требования пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", что выразилось в выставлении в адрес ГУП "Совхоз-комбинат "Южный"" уведомлений от 14.02.06 и 15.02.06 о предстоящем введении ограничения подачи электроэнергии до уровня аварийной брони.
На основании этого решения управление выдало обществу предписание от 20.02.06 N 4 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которым обязало предприятие в срок не позднее 21.02.06 отозвать уведомления об ограничении подачи энергоресурсов.
В установленный срок общество не выполнило предписание управления. Усмотрев в указанных действиях признаки правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, управление письмом от 22.02.06 N 138-2 уведомило общество о возбуждении дела об административном правонарушении по факту неисполнения предписания N 4, проведении административного расследования и необходимости явки для подписания протокола об административном правонарушении.
02.03.06 по факту совершения административного правонарушения в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении. Постановлением от 09.03.06 ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго" привлечено к ответственности по части 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 500 тыс. рублей.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 09.03.06. Статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определены пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции, согласно которой кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения ими норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее.
Предметом кассационного обжалования является решение суда от 03.07.06 в части признания незаконным и отмены постановления управления от 09.03.06 о привлечении общества к ответственности по части 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Управление не согласно с выводом суда о малозначительности совершенного правонарушения.
Признавая незаконным постановление административного органа, суд исходил из доказанности события вменяемого обществу правонарушения, однако применил статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признал оспариваемое постановление незаконным. Кассационная инстанция считает необоснованным вывод суда о малозначительности совершенного правонарушения по следующим основаниям.
Согласно статье 22 Закона Российской Федерации от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в ред. Федерального закона от 09.10.02 N 122-ФЗ) коммерческие организации обязаны выполнять действия, предусмотренные решением или предписанием антимонопольного органа, в установленный в нем срок.
Согласно пункту 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двух до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Факт невыполнения предписания управления, выразившийся в том, что общество не отозвало уведомления об ограничении подачи энергоресурсов, подтвержден материалами дела и не оспаривается обществом. В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Применяя статью 2.9 указанного Кодекса, суд исходил из того, что правонарушение не представляло общественного вреда, не нанесло ущерба государственным и общественным интересам, вредные последствия не наступили.
Между тем административное правонарушение в виде невыполнения в срок законного предписания федерального антимонопольного органа посягает на установленный порядок управления. Состав части 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является формальным, для признания его оконченным наступление вредных последствий не требуется, поэтому данное правонарушение не может быть охарактеризовано как имеющее малозначительный характер.
Кроме того, при принятии решения суд сделал ошибочный вывод о том, что привлечение общества к административной ответственности до момента установления факта соответствия предписания от 20.02.06 N 4 действующему законодательству в судебном порядке (до принятия решения по делу N А25-388/2006-11 по заявлению ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго" о признании недействительными решения и предписания от 20.02.06) является основанием к отмене постановления управления от 09.03.06.
Судебный акт в части прекращения производства по делу заинтересованное лицо не обжалует. При таких обстоятельствах решение суда от 03.07.06 в части признания незаконным и отмены постановления управления от 09.03.06 подлежит отмене, в удовлетворении заявления в указанной части следует отказать.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 03.07.06 по делу N А25-413/2006-11 оставить без изменения в части прекращения производства по делу. В остальной части решение суда отменить, в удовлетворении заявления ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 09.03.06 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 сентября 2006 г. N Ф08-4047/06-1737А "Состав части 2 статьи 19.5 КоАП РФ является формальным, для признания его оконченным наступление вредных последствий не требуется, поэтому данное правонарушение не может быть охарактеризовано как имеющее малозначительный характер"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело